Салоны пушкинской поры. Золотой век. Поэты пушкинской поры в салоне княгини З.А. Волконской В конце мероприятия детям было предложено поделиться своими впечатлениями. Один из отзывов хочется процитировать: «Мне понравилась спокойная атмосфера урока. Часто

2017

I. Введение.

II. Альбомы салонов пушкинской поры и их отголоски в наши дни:

1. Салоны в жизни русского общества пушкинской поры.

2. Лучшие московские и петербургские салоны.

3. Салонные альбомы.

III. Заключение.

IV. Использованная литература.

Введение

Культура - это построение многоярусное. И если её высшее проявление – искусство, то « культура быта» - её фундамент.

Особенности быта любого общества интересны и познавательны, особенно если они отдалены от нас почти двумя столетиями. Они требуют расшифровки.

В каком порядке гости усаживались за стол во время званого обеда? Когда на дверце кареты изображали два герба и что это значило? Что такое бал и чем он похож на парад?

Всё это мелочи быта, но без них многое непонятно в произведениях Пушкина, Лермонтова, Толстого…Это наша история и история нашей культуры, поэтому быт наших предков нам интересен, в нём нет мелочей.

Проблемами быта как явления культуры занимались Ю. Тынянов, В. Виноградов, В. Жирмунский, Ю.Лотман.

Литературный быт пушкинской поры XIX века отразился в художественных произведениях, письмах, мемуарах Пушкина и его современников.

Салоны в жизни русского общества пушкинской поры

В 20-30 годах XIX века в Петербурге и Москве наряду с литературными обществами и кружками существовала и другая их форма – салоны, для посетителей которых литература была не профессией, а увлечением или развлечением. Салон – это политический или литературно –художественный кружок из людей избранного круга, собирающийся в доме какого-нибудь частного лица. (Словарь Ожегова)

« В нарядном салоне было человек 30. Иные говорили между собой вполголоса, другие прислушивались, некоторые прохаживались…

Громких голосов и споров не было, так же, как и сигарок. Недалеко от дверей сидела хозяйка…в другом углу стоял чайный стол; в его соседстве шепталось между собой несколько милых девушек; возле бронзовых часов, на которых только что пробила половина одиннадцатого, грациозная женщина, утопая в бархатных креслах, занималась тремя молодыми людьми, усевшимися возле неё: они о чём-то говорили». Так описывает салон Каролина Павлова, известная поэтесса, которая сама была хозяйкой знаменитого московского салона на Сретенском бульваре. По четвергам в нём собиралась разнообразная публика. Здесь Герцен встречался с Шевырёвым, Аксаков – с Чаадаевым. Здесь спорили об исторических путях России, читали стихи и обсуждали статьи. Поэтический талант Каролины Павловой, её живой образованный разговор делал салон её приятным и привлекательным для литераторов.

В объявленный день без официального приглашения сходилась определённая группа людей, чтобы побеседовать, обменяться мнениями, помузицировать. Ни карт, ни застолья, ни танцев такие собрания не предусматривали. Традиционно салон формировался вокруг женщины – она вносила дух интеллектуального кокетства и изящества, которые создавали непередаваемую атмосферу салона.

Лучшие московские и петербургские салоны того времени

Каждый салон отличался своим подбором посетителей, своим характером. Если к княгине Волконской приходили наслаждаться музыкой и поэзией, у Дельвига собиралось общество друзей-литераторов, а в петербургских салонах Елизаветы Хитрово и графини Фикельмон собирался великосветский салон. Вся животрепе-щущая жизнь европейская и русская, политическая, литературная и общественная имела верные отголоски в этих двух родственных салонах. В них можно было запастись сведениями о всех вопросах дня, начиная от политической брошюры и парламентской речи французского или английского оратора и кончая романом или драмой одного из любимцев той литературной эпохи.

Совершенно другими были вечера у литератора В.Соллогуба. Кроме людей искусства здесь было много людей сановных, которые вблизи могли посмотреть на русских литераторов. В салон Соллогуба имели доступ только четыре женщины, и то при условии, что на них будут самые скромные туалеты. Это графиня Растопчина, графини Дашкова, Мусина-Пушкина и Демидова.

В салоне Карамзиных с самого начала говорили только на русском языке. После смерти писателя хозяйкой салона становится его дочь Софья Николаевна. Этот салон в течение двадцати и более лет был одним из самых привлекательных центров петербургской общественной жизни, истинным оазисом литературных и умственных интересов среди блестящего и пышного, но мало одухотворённого петербургского света.

В салонах всегда была атмосфера доверенности. Особое место в Петербурге пушкинской поры занимал салон Софьи Дмитриевны Пономарёвой. Обаятельная, умная женщина, она сама создавала общество своего салона. Знала языки, неплохо переводила, писала. В неё были влюблены и Дельвиг, и Баратынский, и Кюхельбекер. В её салоне не было и намёка на роскошь, претензий на моду; здесь всякому было весело, свободно и легко. О салоне Пономарёвой говорит и дошедший до нашего времени альбом, который заполняли посетители её салона.

Салонные альбомы

Альбомы в пушкинскую эпоху распространяли вкус к чтению и письму, приохотили к литературе. В альбомы писали и Пушкин, и Баратынский, и Батюшков. Хозяйка давала альбом кому-нибудь из посетителей салона с просьбой написать ей стихи. Получивший « задание» читал другие записи и реагировал на них. Получался разговор. Альбомная лирика – это различные мадригалы, каламбуры, эпиграммы. Альбом давал простор для своеобразной альбомной игры. Здесь, помимо стихов, можно было встретиться с наставлениями и поучениями. Например, в альбоме Пономарёвой есть следующие « Учительские наставления» Н.И.Греча: « За столом сиди прямо, с соседями не дерись и не ешь ничего без хлеба. Ходя по улицам, не заглядывайся на окна. Над старыми людьми и учителями своими не насмехайся».

Альбомы того времени и сейчас служат драгоценным источником поэтических текстов – многие из них так и не попали в печать при жизни автора, другие автор несколько раз применял к разным адресатам. Проходило время – менялись отношения между людьми. В альбомах появлялись приписки к имеющимся записям. Так А.С.Пушкин в альбом А.А.Олениной под стихотворением « Я вас любил» в 1833 году приписывает: « Плюсквамперфе - давно прошедшее».

Альбом заполнялся долго, передавался от матери к дочери. Около записей появлялись могильные кресты – знак, что автора записи уже нет на свете. Альбом не только сопровождал человека по жизни – он обозначал его отношения со смертью. Боялись писать на первом листе – существовало поверье, что тот, кто заполнит начало альбома, - умрёт. Первая запись часто появлялась на последнем листе, потом – в середине. В альбомах были не только записи, но и рисунки, активно дополняющие слова. Так к стихотворению

Давно б душа моя увяла

И охладела в сердце кровь,

Когда б меня не подкрепляли…

вместо последней строки был рисунок: якорь, крест и пылающее сердце. Смысл ясен: якорь - это надежда, крест – вера, пылающее сердце – знак любви.

В альбомах завязывалась беседа. Один пишет: « О слабостях людей молчи, о добродетелях кричи», а другой отвечает: « Добро-детель и без крику себя выкажет». В ответ на неудачный стихотворный комплимент:

Говорят, что глаза бывают зеркалом души.

Так мудрые и милые твои так хороши, -

тут же явилась отповедь:

Видал я много глаз таких,

Что в них души совсем не мало:

А поищите сердца в них, -

Так сердца будто не бывало.

Это уже отражение салонной культуры – в альбоме как бы застыла беседа, которая только что прозвучала в гостиной.

Заключение

« Альбомы распространили у нас вкус к чтению и письму – приохотили к литературе. И это ясно!..Женщины, эти лёгкие, непостоянные, ветреные, но всегда милые для нас создания – женщины делают всё, что хотят с нами, их усердными поклонниками… Благодарение женщинам! Они ввели в употребление альбомы и доставили приятное и полезное занятие нашим молодым людям. – Я даже уверен, что со времени появления альбомов у нас стали писать лучше, приятнее; выражаться свободнее, приличнее, ближе к общественному разговору».

Это строки из статьи « Об альбомах», опубликованной в 1820 году в журнале « Благонамеренный». Видимо, эта тема уже занимала современников Пушкина. В 1846 году в письме к Вульфу поэт Языков жаловался: « Альбом, в котором заключаются стихи Пушкина, - есть драгоценность, и он же должен быть сохранён, как памятник того золотого времени, когда у девиц были альбомы»

Удивительно то, что форма альбома прошла через столетие и достигла нашего времени. Нынешнее поколение, увлечённое компьютерами и плейерами, продолжает ими интересоваться. Очень хорошо, что форма салонного альбома XIX века дошла до нашего времени хотя бы в такой, несколько видоизменённой, даже опошлённой форме..

Не прошла на альбомы те мода,

Хоть продвинулись мы на сто лет.

Душу девочки в них изливают год от года,

Не таясь, не скрывая надежд.

Было время тогда золотое,

Время бурных страстей и интриг.

Вас я вижу и слышу в сей миг.

Жить учась по салонным альбомам,

Их читая друзьям на пути,

Я хочу хоть по этим шаблонам

Научиться их души спасти.

Мне кажется, что подробнее изучив альбомы того времени, пропагандируя их среди учащихся, можно было бы приохотить моих сверстников к правильному письму, творчеству.

Использованная литература

1 . Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. – СПб., 1994.

2. Черейский Л.А. Современники Пушкина. – Л., Дет.лит., 1981.

3. Марченко Н.А. Литературный быт пушкинской поры. – « Литература в школе», 1997 -4.

4. Лукович И.Е. В салоне З.А.Волконской. – « Литература в школе», 2003 -2.

5. Вацуро В.Э. Литературные альбомы в собрании Пушкинского дома. – Л., 1979. (К работе имеется презентация)

10 и 11 ноября ученики 6-а и 6-б классов школы №1 стали гостями литературно-музыкальной гостиной «Салоны пушкинской поры» .

Сотрудник городской библиотеки им.Е.Р.Дашковой Ирина Карпова рассказала ребятам об интереснейшем явлении русской культурной жизни первой половины ХIX века -светских салонах .

С помощью медиа-презентации, музыки и стихов удалось создать атмосферу, которая вдохновляла великих писателей, поэтов, художников и музыкантов пушкинской эпохи.


Школьники «побывали» в гостиных Зинаиды Волконской, Антона Дельвига и Екатерины Карамзиной. Узнали, чем эти салоны привлекали к себе Пушкина, Жуковского, Баратынского, Гоголя, Глинку и других людей, одарённых различными талантами. «Увидели» их в непринужденной дружеской и творческой обстановке, разглядели новые, существенные штрихи в уже знакомых портретах .


В конце мероприятия детям было предложено поделиться своими впечатлениями. Один из отзывов хочется процитировать: «Мне понравилась спокойная атмосфера урока. Часто у меня пробегали мурашки. Я очень хочу создать такой же салон. Мне очень-очень понравилось. Спасибо!» Шишанова Тая .

Салон Карамзиных был уникален как по долговременности своего существования (с конца 1820-х гг. и до смерти Катерины Андреевны Карамзиной в 1851 г.), так и по своему составу, собиравшему знаковые для русской культуры имена.

"Карамзин читал нам свою историю"

Одной из замечательных форм культурной жизни русского общества рубежа XVIII-XIX вв. были салоны. Появившись в конце XVIII в. (как салон Г.Р. Державина) и ориентируясь на парижские салоны предреволюционной поры, русские салоны особенно расцвели в 1820-1830-х гг. 1 Литературные, музыкальные, политические, а чаще гармонично объединявшие и обсуждение новинок отечественных и иностранных литераторов, и музицирование в гостиных, и спор о последних политических новостях с иностранными посланниками, сохранявшие дружескую, непринужденную, игровую атмосферу, салоны становились значимым фактом отечественной культуры, порождая новые ценности, формируя историческое, политическое, эстетическое сознание своих участников 2 . Как писал С.С. Уваров, "частные, так сказать, домашние общества, состоящие из людей, соединенных между собой свободным призванием и личными талантами... имели и имеют не только у нас, но и повсюду, ощутительное, хотя некоторым образом невидимое влияние на современников" 3 .

Особое место в культурной жизни столицы занимал салон Карамзиных. Возникший еще при жизни историографа, салон окончательно складывается при его вдове Катерине Андреевне с конца 1820-х гг. и особенно в 1830-1840-е гг., привлекая к себе весь цвет петербургского общества. В первой половине 1820-х гг. он представлял собой кружок, объединенный интересами литературы и истории и группировавшийся вокруг Н.М. Карамзина, который "был каким-то животворным, лучезарным средоточием" 4 для своих молодых друзей.

"Вот хотя бы наше литературное общество, - вспоминал о нем уже упомянутый С.С. Уваров, - состоявшее из Дашкова, Блудова, Карамзина, Жуковского, Батюшкова и меня. Карамзин читал нам свою историю. Мы были еще молоды, но настолько образованны, чтобы он слушал наши замечания и пользовался ими" 5 . Будущий министр просвещения не зря упомянул умеренных по своим политическим взглядам "старших арзамасцев" 6: прямо над гостиной Карамзиных, живших тогда у Катерины Федоровны Муравьевой в доме N 25 по Фонтанке, собиралась в кабинете ее сына Никиты Муравьева декабристская молодежь, ведшая разговоры о том же, но с позиций прямо противоположных. "Молодые якобинцы негодовали" на "Историю..." Карамзина: "несколько отдельных размышлений в пользу самодержавия... казались им верхом варварства и унижения" 7 . Историограф смотрел на молодежь с улыбкой снисходительности умудренного жизнью человека 8 и "никогда, в самых горячих прениях, не переступал границ вежливого возражения" 9 . Лишь однажды, рассердившись, позволил себе резкую фразу: "Те, которые у нас более прочих вопиют против самодержавия, носят его в крови и лимфе" 10 .

Традиции салона поддерживала вдова

После смерти Карамзина в 1826 г. заведенные им традиции поддерживала вдова историографа, Катерина Андреевна. Как писал князь А.В. Мещерский, "находясь в этой милой и гостеприимной семье, я сразу очутился в самой интеллигентной среде петербургского общества, в которой так свежа еще была память незабвенного Николая Михайловича и где по преданию собирались как прежние друзья покойного историографа, так и молодые поэты, литераторы и ученые нового поколения" 11 - "дух Карамзина как будто группировал их вокруг своей семьи" 12 . Среди известных деятелей русской культуры, в разное время посещавших салон Карамзиных, можно упомянуть А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, П.А. Вяземского, А.И. Тургенева, Е.А. Баратынского, М.Ю. Лермонтова, Ф.Н. Глинку, В.Ф. Одоевского, Н.В. Гоголя, Ф.И. Тютчева, А.С. Хомякова, Ю.Ф. Самарина, П.А. Плетнева, С.А. Соболевского, В.А. Соллогуба, Е.П. Ростопчину, А.О. Смирнову-Россет.

Салон Карамзиных был уникален как по долговременности своего существования (с конца 1820-х гг. и до смерти Катерины Андреевны Карамзиной в 1851 г.), так и по своему составу, собиравшему знаковые для русской культуры имена. Как писал В.А. Соллогуб, все, "что носило известное в России имя в искусстве, прилежно посещало этот радушный, милый, высоко-эстетический дом" 13 . Соллогубу вторила А.Ф. Тютчева: "так случилось, что в скромном салоне Е.А. Карамзиной в течение более двадцати лет собиралась самая культурная и образованная часть русского общества" 14 . Об этом же, но с чувством явного неодобрения, писал и И.И. Панаев, обвинявший салон Карамзиных и входивших в него литераторов в "литературном аристократизме": "Чтоб получить литературную известность в великосветском кругу, необходимо было попасть в салон г-жи Карамзиной - вдовы историографа. Там выдавались дипломы на литературные таланты" 15 .

Там Пушкин "чуждался щегольства речей"

В отзыве И.И. Панаева звучат отклики споров 1830-1831 гг. вокруг "Литературной газеты", сотрудничавших в которой А.С. Пушкина, П.А. Вяземского, А.А. Дельвига их противники обвиняли в "литературном аристократизме", причем под этой общей формулой понимались совершенно разные вещи: Н.А. Полевой, издатель "Московского телеграфа", видел в "аристократизме" отказ от романтического бунтарства и свободолюбия, Н.И. Надеждин, наоборот, подразумевал под "аристократизмом" барское недовольство действительностью и пренебрежение к народной жизни, а Ф.В. Булгарин представлял сотрудников "Литературной газеты" чуть ли не как аристократических заговорщиков против существующих порядков 16 .

А.С. Пушкин и П.А. Вяземский энергично возражали своим оппонентам. "Ссылаясь на биографические словари Новикова и Греча, мы укажем, - писал князь П.А. Вяземский в "Литературной газете", - что большая часть писателей наших принадлежала аристократии, то есть званию, пользующемуся преимуществами, дарованными дворянству: следовательно, в России выражение литературная аристократия нимало не может быть нареканием, а напротив, оно похвальное и, что еще лучше, справедливое нарицание. Дворянские гостиные наши также не вертепы мрака и невежества: они соединяют нас с образованною Европою; в них читаются русские и чужеземные книги; в них иностранные путешественники, каковы: Гумбольдт, г-жа Сталь, Статфордт Канинг, граф Сегюр находят сочувствие и соответствие своим понятиям; в них раздаются отголоски европейского просвещения, в них, а не в домах купеческих, не в жительствах мещан, ремесленников наших" 17 .

С полемикой вокруг "литературной аристократии" связаны черновые строфы восьмой главы "Евгения Онегина", обозначенные в беловой рукописи романа как XXVI и XXVII, в которых А.С. Пушкин изображал петербургскую гостиную Татьяны как "истинно дворянскую":

В гостиной истинно дворянской
Чуждались щегольства речей
И щекотливости мещанской
Журнальных чопорных судей
[В гостиной светской и свободной
Был принят слог простонародный
И не пугал ничьих ушей
Живою странностью своей...] 18

Прототипом этого чернового наброска выступал, скорее всего, именно салон Карамзиных, в котором, по единодушным отзывам современников, был принят домашний, патриархальный тон, чуждавшийся "щегольства речей", и русский, "простонародный" язык для бесед, о чем свидетельствуют записки А.И. Кошелева ("эти вечера были единственные в Петербурге, где не играли в карты и где говорили по-русски...") 19 и стихотворные строки Е.П. Ростопчиной:

Там говорят и думают по-русски,
Там чувством родины проникнуты сердца;
Там чинность модная своею цепью узкой
Не душит, не теснит... 20

Пушкинское выражение "в гостиной истинно дворянской" звучало как похвала 21 , как отражение тех лучших качеств, которые были присущи старинному русскому дворянству: чувство чести и собственного достоинства, благородной дворянской гордости, почетной родословной, украшенной именами предков, прославившихся на службе Отечеству.

Споры о "литературной аристократии" продолжались и после смерти Пушкина. "Помирись с Шевыревым ради прекрасной статьи его о черной стороне нашей литературы, которую он напечатал в первой книжке "Москвитянина" на этот год, - писал в 1842 г. князь П.А. Вяземский А.И. Тургеневу. - Федоров читал ее нам на днях у Карамзиных" 22 . В статье этой С.П. Шевырев, в частности, утверждал, что лучшие представители отечественной словесности "в праздной апатии уступают главные роли литераторам-промышленникам - и вот от чего современная литература наша разбогатела деньгами и обанкротилась мыслью" 23 .

Здесь формировалось общественное мнение

Проблемы литературы составляли главный, но не единственный предмет разговоров в салоне Карамзиных. Помимо них обсуждались вопросы политические и дипломатические, шли споры по злободневным темам: "Литературы, русская и иностранная, важные события у нас и в Европе, особенно действия тогдашних великих государственных людей Англии Каннинга и Гускиссона составляли всего чаще содержание наших оживленных бесед", - вспоминал об атмосфере в салоне на рубеже 1820-1830-х гг. А.И. Кошелев 24 .

Интерес к политике и дипломатии, свойственный салону Карамзиных, не позволяет его отнести к чисто литературным салонам, обсуждение актуальных политических проблем превращало салон в важный фактор формирования общественного мнения в столице. По словам князя А.В. Мещерского, "карамзинский дом был единственный в Петербурге, в гостиной которого собиралось общество не для светских пересудов и сплетен, а исключительно для беседы и обмена мысли" 25 . "Вельможи, дипломаты, писатели, светские львы, художники - все дружески встречались на этой общей почве: здесь всегда можно было узнать самые последние политические новости, услышать интересное обсуждение вопроса дня или только что появившейся книги" 26, - свидетельствовала и А.Ф. Тютчева.

Что способствовало притягательности салона Карамзиных среди интеллектуальной элиты петербургского общества 1830-1840-х гг.? "Откуда исходило то обаяние, благодаря которому гость, переступив порог салона Карамзиных, чувствовал себя свободнее и оживленнее, мысли становились смелей, разговор живей и остроумней" 27 ? Ответ, скорее всего, кроется в прозвучавшем слове "свобода". Об этом писал П.А. Плетнев Я.К. Гроту: "В обществе Карамзиных есть то, чего нигде почти нету: свобода, а следовательно, и жизнь" 28 . Свобода от тесных рамок великосветских правил и условностей, которую давал своим посетителям карамзинский салон, особенно остро чувствовалась в 30-40-е гг. XIX в., недаром А.С. Хомяков назвал его "оазис зеленый" "среди губительных песков" и "гранитной пустыни" 29 Петербурга. В этом салоне можно было наблюдать такую картину: "После чаю молодежь играла в горелки, а там пустились в танцы" 30 . По словам А.И. Кошелева, вечера у Карамзиных "освежали и питали наши души и умы, что в тогдашней петербургской душной атмосфере было для нас особенно полезно" 31 .


Чай с тартинками - непременный ритуал

Кроме свободы особую привлекательность карамзинскому салону придавал его подчеркнуто домашний характер: "принимали попросту, семейно" 32 . У завсегдатаев салона был свой язык, в игровой форме отражавший черты домашней жизни Карамзиных, например, "привычка панталоны звать летописями". Дело в том, что старый слуга Карамзиных Лука часто сидел "в позе турка" и кроил себе панталоны, на что В.А. Жуковский придумал анекдот: "Карамзин, - говорил Жуковский, - видел что-то белое и думал, что это летописи". После этого молодежь карамзинского салона стала называть панталоны летописями 33 .

Карамзины несколько раз меняли место жительства, но обстановка их приемов оставалась неизменной: в центре гостиной располагался овальный стол с большим самоваром, за которым Катерина Андреевна или дочь историографа Софья Николаевна разливали гостям чай и угощали их тонкими тартинками из хлеба с маслом - "и все гости находили, что ничего не могло быть вкуснее чая, сливок и тартинок карамзинского салона" 34 . По поэтическому признанию Е.П. Ростопчиной,

При этом зрелище в нас сердце оживает,
За круговым столом, у яркого огня,
Хлад зимний, светский хлад оно позабывает
И, умиленное, внезапно постигает
Поэзию домашнего житья... 35

Скорее всего, домашний уют привлекал к Карамзиным и молодого Пушкина: "не имея семейной жизни, он ее всегда искал у других, и ему уютно было у Карамзиных" 36 , - писала А.О. Смирнова-Россет. Тем обиднее сознавать, что на глазах у столь уважаемой поэтом Катерины Андреевны, в этом близком для него доме позже разворачивалась предсмертная трагедия Пушкина 37 , что Карамзиными был принят и обласкан Дантес, о котором Софья Николаевна писала брату теплые и сочувственные строки, понимание же пушкинского состояния и осознание катастрофы пришло лишь с гибелью поэта.

После смерти Пушкина в дом Карамзиных В.А. Жуковским был введен М.Ю. Лермонтов, ставший хорошим другом Софьи Николаевны. "Sophie Карамзина без ума от его таланта" 38 , - сообщал Я.К. Гроту П.А. Плетнев. Весной 1840 г., перед второй ссылкой на Кавказ, Лермонтов написал в карамзинском салоне свое знаменитое стихотворение "Тучи" ("Тучки небесные, вечные странники!") 39 . Автограф стихотворения не сохранился, но существует список, сделанный рукой Софьи Николаевны 40 .

Именно Софья Николаевна, старшая дочь Н.М. Карамзина от его первого брака с Е.И. Протасовой, задавала тон в салоне Карамзиных. По свидетельству А.В. Мещерского, "Софья Николаевна была, поистине, движущей пружиной, направляющей и оживляющей разговор, как в общей, так и в частной беседе. Она имела удивительный талант всех приветствовать, рассадить и группировать гостей согласно их вкусам и симпатиям, находя вечно новые темы для разговора и выказывая ко всему живейшее и непринужденное участие... Она в этом случае напоминала знаменитую г-жу Рекамье" 41 . Схожим образом определяла роль Софьи Николаевны и А.Ф. Тютчева: "Бедная и дорогая Софи, я как сейчас вижу, как она, подобно усердной пчелке, порхает от одной группы гостей к другой, соединяя одних, разъединяя других, подхватывая остроумное слово, анекдот, отмечая изящный туалет... вступая в разговор с какой-нибудь одинокой дамой, поощряя застенчивую и скромную дебютантку, одним словом, доводя умение обходиться в обществе до степени искусства и почти добродетели" 42 .

Как заметил Ю.М. Лотман, "описанная в воспоминаниях Тютчевой картина настолько напоминает сцену из "Войны и мира" Толстого, что трудно отказаться от мысли о том, что Толстому были доступны тогда еще не опубликованные мемуары Тютчевой. Эмоциональная оценка в романе Толстого прямо противоположна, но это тем более подчеркивает сходство самой картины" 43 . Это свидетельствовало о перерождении позднего салона Карамзиных в "машину безликого светского общения".

В пору своего расцвета карамзинский салон представлял собой замечательное явление русской культуры и общественно-политической мысли. С одной стороны, он являлся знаменательным фактом истории русской литературы, связанным с именами А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя и других представителей золотого века отечественной культуры, читавших здесь свои произведения. С другой стороны, он важен для истории общественно-политической мысли как один из факторов создания общественного мнения в Петербурге. В обоих случаях главным представляется то, что салон Карамзиных создавал особую интеллектуальную и эмоциональную атмосферу диалога, свободного обмена мыслями и чувствами, являющуюся необходимым условием для любого творчества.

Примечания
1. Муравьева И.А. Салоны пушкинской поры: Очерки литературной и светской жизни Санкт-Петербурга. СПб., 2008. С. 7.
2. Вацуро В.Э. С.Д.П. Из истории литературного быта пушкинской поры. М., 1989. С. 256.
3. Уваров С.С. Литературные воспоминания // "Арзамас": Сборник. В 2 кн. Кн.1. Мемуарные свидетельства; Накануне "Арзамаса"; Арзамасские документы. М., 1994. С. 41.
4. Вяземский П.А. Записные книжки // Карамзин: Pro et contra. Сост. Л.А. Сапченко. СПб., 2006. С. 456.
5. Цит. по: Аронсон М.И. Кружки и салоны // Аронсон М., Рейсер С. Литературные кружки и салоны. М., 2001. С. 67.
6. Общество "Арзамас" (1815-1818 гг.) объединяло сторонников карамзинского направления в литературе.
7. Пушкин А.С. Карамзин // Собр. соч. в 6 томах. Т. 6. М., 1969. С. 384.
8. Например, Карамзин так отзывался о Н.И. Тургеневе: "Он страшный либералист, но добрый, хотя иногда и косо смотрит на меня, потому что я объявил себя не-либералистом" (Письма Н.М. Карамзина к И.И. Дмитриеву. СПб., 1866. С. 253).
9. Дмитриев М.А. Главы из воспоминаний моей жизни. М., 1998. С. 100.
10. Вяземский П.А. Записные книжки (1813-1848). М., 1963. С. 24.
11. Из моей старины. Воспоминания князя А.В. Мещерского. 1841 // Русский архив. 1901. N 1. С. 101.
12. Смирнова А.О. Автобиографические записки // Смирнова-Россет А.О. Дневник. Воспоминания. Под ред. С.В. Житомирской. М., 1989. С. 192.
13. Воспоминания графа В.А.Соллогуба // Литературные салоны и кружки. Первая половина XIX века. М.-Л., 1930. С. 214.
14. Тютчева А.Ф. Воспоминания. При дворе двух императоров. М., 2008. С. 18.
15. Панаев И.И. Литературные воспоминания // Аронсон М., Рейсер С. Литературные кружки и салоны. М., 2001. С. 206.
16. Лотман Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин. Биография писателя // Лотман Ю.М. Пушкин. СПб., 1995. С. 134-136.
17. Вяземский П.А. Объяснение некоторых современных вопросов литературных. Статья I. О духе партий; о литературной аристократии // Вяземский П.А. Избранное / П.А. Вяземский. Сост., автор вступ. ст. и коммент. П.В. Акульшин. М., 2010. С. 138-139.
18. Лотман Ю.М. Роман А.С.Пушкина "Евгений Онегин". Комментарий // Лотман Ю.М. Пушкин. СПб., 1995. С. 711; Измайлов Н.В. Пушкин и семейство Карамзиных // Пушкин в письмах Карамзиных 1836-1837 годов. М.-Л., 1960. С. 24-25.
19. Кошелев А.И. Записки // Аронсон М., Рейсер С. Литературные кружки и салоны. М., 2001. С. 209.
20. Ростопчина Е.П. Где мне хорошо. 1838 // Аронсон М., Рейсер С. Литературные кружки и салоны. М., 2001. С. 208.
21. Измайлов Н.В. Пушкин и семейство Карамзиных...С. 25-26.
22. Цит. по: Аронсон М., Рейсер С. Литературные кружки и салоны. М., 2001. С. 214.
23. Там же. С. 213.
24. Кошелев А.И. Мои воспоминания об А.С.Хомякове // Кошелев А.И. Избранные труды / А.И. Кошелев; Сост., авторы вступ. ст. и коммент. П.В.Акульшин, В.А.Горнов. М., 2010. С. 324.
25. Из моей старины. Воспоминания князя А.В. Мещерского. 1841... С. 101.
26. Тютчева А.Ф. Воспоминания. При дворе двух императоров... С.19.
27. Там же. С.19.
28. Переписка Я.К. Грота с П.А. Плетневым. Т. 1. СПб., 1896. С. 647.
29. Хомяков А.С. В альбом С.Н. Карамзиной // Аронсон М., Рейсер С. Литературные кружки и салоны. М., 2001. С. 215.
30. Переписка Я.К. Грота с П.А.Плетневым. Т. 1... С. 260.
31. Кошелев А.И. Мои воспоминания об А.С. Хомякове... С. 324.
32. Из моей старины. Воспоминания князя А.В. Мещерского. 1841... С. 101.
33. Смирнова А.О. Автобиографические записки... С. 179.
34. Тютчева А.Ф. Воспоминания. При дворе двух императоров... С. 22.
35. Ростопчина Е.П. Где мне хорошо... С. 208.
36. Смирнова А.О. Автобиографические записки... С. 179.
37. Муравьева И.А. Салоны пушкинской поры: Очерки литературной и светской жизни Санкт-Петербурга. СПб., 2008. С. 359-360.
38. Переписка Я.К. Грота с П.А. Плетневым. Т. 1. СПб., 1896. С. 158.
39. Измайлов Н.В. Пушкин и семейство Карамзиных... С. 27.
40. Муравьева И.А. Салоны пушкинской поры... С. 383.
41. Из моей старины. Воспоминания князя А.В. Мещерского. 1841...С. 102.
42. Тютчева А.Ф. Воспоминания. При дворе двух императоров... С. 19.
43. Лотман Ю.М. Культура и взрыв // Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб., 2004. С. 96.

Из истории литературного быта пушкинской поры

Тетушкин альбом

(Вместо предисловия)

Немногим менее столетия назад историк театра Н. В. Дризен разыскал в семейных архивах старинный альбом с рисунками и стихами. Альбом принадлежал его двоюродной прабабушке; стихи были частью адресованы ей, и под ними стояли имена, весьма известные в истории русской словесности пушкинского времени.

Гнедич. Измайлов. Кюхельбекер. Востоков. Илличевский. Владимир Панаев. Неизданные, неизвестные стихи.

Рисунки Кипренского и Кольмана.

С миниатюры, вставленной в переплет, на внучатого племянника смотрело лицо прабабки в расцвете молодости и красоты: черный локон развился и упал на плечо, огромные влажные глаза задумчиво-сосредоточенны, на устах полуулыбка, рука рассеянным жестом поправляет накидку. Такой она была семьдесят лет назад, когда все вокруг нее кипело жизнью и молодостью и первоклассные художники и поэты прикасались к листам ее альбома. «Салон двадцатых годов» - озаглавил Дризен статью, в которой рассказал о своей находке.

Слово «салон» для современного сознания несет в себе некий негативный оттенок, - да и во времена Дризена означало что-то искусственное, ненастоящее, лишенное значительного общественного содержания. Но это не совсем верно.

Кружок, салон, общество - все это было неотъемлемой частью литературного быта первых десятилетий девятнадцатого века. Достаточно вспомнить «Дружеское литературное общество» братьев Тургеневых и Жуковского, откуда вышло «Сельское кладбище», начавшее новую эпоху русской поэзии, или «Арзамас» - литературную школу юноши Пушкина. Если мы перелистаем превосходную книгу М. Аронсона и С. Рейсера «Литературные кружки и салоны» (1929), мы убедимся, что ведущая роль в истории русской духовной культуры пушкинского времени принадлежала именно интимному кружку.

В начале двадцатых годов салон с хозяйкой во главе - культурный факт глубокого смысла. В памяти общества сохранялось представление о французском салоне Рамбулье, собиравшем прециозных литераторов XVII века, и уже совершенно современном - салоне мадам Рекамье, прославленном во время Реставрации, где постоянно бывал Шатобриан. Эти салоны обозначались именем хозяйки, которая становилась лицом историческим. Но этого мало.

Сентиментальная эстетика - а в начале 1820-х годов в России она еще не потеряла своего значения - считала женщину «хорошего общества» основным арбитром литературного вкуса. На ее язык, очищенный от просторечия и вульгаризмов, а с другой стороны - от книжной речи и профессиональных жаргонов, - ориентировался Карамзин, реформируя язык литературы. Даже Бестужев, писатель нового поколения, пропагандируя русскую словесность, обращается к «читательницам и читателям». Так и обозначено на титульном листе знаменитой «Полярной звезды».

«Читательница», создавшая литературный кружок, - это была победа русского просвещения. Когда Рылеев и Бестужев издавали первую «Полярную звезду», они рассчитывали на меньшее: убедить читательниц оторваться от французских романов и обратить внимание на отечественную литературу.

Альбом такой читательницы - не только собрание автографов, но указание на существующую между ними связь. Он имеет четвертое измерение: его можно не только открыть, но и развернуть во времени.

В четвертом измерении оживают люди, державшие перо и кисть, они движутся, и говорят, и ведут жизнь, полную драматизма: жизнь увлечений, влюбленности, признаний и разрывов, - и перипетии ее оставляют на страницах альбомов галантные мадригалы, послания, посвящения, любовные циклы. Литераторы объединяются в кружки и партии, противоборствующие друг с другом: страсти кипят, выливаются на страницы журналов, порождают рукописную литературу. И она остается в альбомах и рукописных сборниках.

Существуют альбомы, продолжающие друг друга, дополняющие, разъясняющие, оспаривающие и отрицающие.

То, что не успел или не сумел, не захотел, наконец, рассказать нам альбом, разысканный Дризеном, досказывает второй, хранящийся ныне в рукописном собрании Пушкинского дома в Ленинграде. Лет десять назад обнаружились листы и из третьего, разрозненного и почти полностью утраченного, принадлежавшего все той же темноволосой красавице, которую впервые увидел Дризен на миниатюре альбомного переплета.

Разбросанные звенья складываются в цепь. Нам известны альбомы людей, стихи которых Дризен нашел в «тетушкином альбоме».

Альбом Измайлова и его жены. Альбом Владимира Панаева… альбом Павла Лукьяновича Яковлева…

В альбом Яковлева писали Баратынский и Пушкин.

Это была целая литература, сопоставимая с литературой дружеских посланий и писем, расцветшей пышным цветом в десятые - двадцатые годы девятнадцатого века. За ней стояла жизнь - притом не одного, но многих, составлявших литературное общество, салон, кружок.

За «тетушкиным альбомом» или, вернее, альбомами стоял не просто кружок, но одно из самых примечательных литературных объединений пушкинского Петербурга, куда входили Дельвиг, Баратынский, Гнедич, Измайлов, О. Сомов, В. Панаев; где бывали Крылов, Рылеев, Кюхельбекер, Катенин, почти весь столичный литературный мир, исключая Пушкина, уже высланного на юг.

В книге, которую держит в руке читатель, сделана попытка шаг за шагом проследить биографию этого кружка. Собирая и систематизируя, располагая в хронологической последовательности альбомные записи, печатные упоминания, мемуарные свидетельства, не изданные по большей части документы и письма, мы попытаемся воссоздать то, что от него осталось, внимательно вчитываясь и в превосходные, знакомые многим стихи, в которых отразилась его внутренняя жизнь. Задача эта сложна: домашний кружок обычно не заботится о своей истории и не ведет летописи, в отличие от общества, - и в хронике его всегда не хватает каких-то звеньев, и более всего не хватает точных дат. И потому в ней повышается роль гипотезы, - того чтения «за документом», о котором когда-то писал Ю. Н. Тынянов и которое есть неизбежное и необходимое условие всякого исследования, если оно не превращается в чтение без документа. Мы не будем скрывать этих лакун и гипотез, - ибо это тоже закон исследования.

Итак, начнем: мы в Петербурге, в конце десятых годов прошлого века.

Из книги Другая история литературы. От самого начала до наших дней автора Калюжный Дмитрий Витальевич

Из книги Рецензии автора Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович

ВОЛЯ. Два романа из быта беглых. А. Скавронского. Том 1-й. Беглые в Новороссие (роман в двух частях). Том II-й. Беглые воротились (роман в трех частях). СПб. 1864 Роман этот составляет совершенно исключительное явление в современной русской литературе. Беллетристика наша не может

Из книги Теория литературы автора Хализев Валентин Евгеньевич

ЛЕСНАЯ ГЛУШЬ. Картины народного быта. С. Максимова. 2 тома. СПб. 1871 Существует довольно распространенное мнение, что современная русская беллетристика представляет ценность очень невеликую, и надо сознаться, что в этом мнении есть значительная доля правды. Отрывки, очерки,

Из книги Три еретика [Повести о Писемском, Мельникове-Печерском, Лескове] автора Аннинский Лев Александрович

Воля. Два романа из быта беглых. А. Скавронского. Том I-й. Беглые в Новороссии (роман в двух частях). Том II-й. Беглые воротились (роман в трех частях). СПб. 1864 «Совр.», 1863, № 12, отд. II, стр. 243–252. Рецензируемые романы Г. П. Данилевского (А. Скавронского), прежде издания их книгой в

Из книги Том 3. Советский и дореволюционный театр автора Луначарский Анатолий Васильевич

Лесная глушь. Картины народного быта С. Максимова. 2 тома. СПб. 1871 ОЗ, 1871, № 12, отд. «Новые книги», стр. 225–229 (вып. в свет - 17 декабря). Без подписи. Авторство указано В. В. Гиппиусом - Z. f. sl. Ph., S. 184; подтверждено на основании анализа текста С. С. Борщевским - изд. 1933–1941, т. 8, стр.

Из книги Книга с множеством окон и дверей автора Клех Игорь

§ 2. К истории изучения генезиса литературного творчества Каждая из литературоведческих школ сосредоточивалась на какой-то одной группе факторов литературного творчества. Обратимся в этой связи к культурно-исторической школе (вторая половина XIX в.). Здесь

Из книги История и повествование автора Зорин Андрей Леонидович

2. Икс, игрек и зет «крестьянского быта» Зимой 1936 года в неразобранной части погодинского архива, пролежавшей более полувека в фондах Румянцевского музея и Библиотеки имени Ленина, неожиданно обнаружилась записка, которая позволяет нам начать эту главу с детали если не

Из книги На рубеже двух столетий [Сборник в честь 60-летия А. В. Лаврова] автора Багно Всеволод Евгеньевич

Еще о Театре Красного быта* Со всех сторон раздаются голоса о необходимости создания рабочего революционного театра. Коллегии Наркомпроса пришлось отказать как Объединению Театра Красного быта1, так и Культотделу МГСПС в их требовании немедленно дать под такой театр

Из книги Теория литературы. История русского и зарубежного литературоведения [Хрестоматия] автора Хрящева Нина Петровна

В ЖАНРЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ПАСЬЯНСА Константин сменил имя и принес с собой в торбочке семена греческих букв.Переписчики заскрипели перьями в кельях.Красное Солнышко загнал всех в реку на рассвете. Игорь вышел в поле, но попал в плен - и Боян запел.Поп, у которого на руке было

Из книги История русской литературы. 90-е годы XX века [учебное пособие] автора Минералов Юрий Иванович

Из книги Избранные труды автора Вацуро Вадим Эразмович

К истории возникновения Соцкома в Институте истории искусства (Еще раз о Жирмунском[*] и формалистах) Публикуемые ниже архивные сведения взяты в основном из документов фонда Российского института истории искусств (ЦГАЛИ СПб. Ф. 82). В центре внимания оказались материалы,

Из книги И время и место [Историко-филологический сборник к шестидесятилетию Александра Львовича Осповата] автора Коллектив авторов

Схематичность литературного произведения Мы остановимся здесь на одном свойстве структуры литературного произведения <…> на его схематичности. Поясню, что я под этим подразумеваю.Свойство это проявляется во всех четырех слоях литературного произведения, но ярче

Из книги Арабские поэты и народная поэзия автора Фролова Ольга Борисовна

Из книги автора

II С. Д. П Из истории литературного быта пушкинской поры Тетушкин альбом (Вместо предисловия) Немногим менее столетия назад историк театра Н. В. Дризен разыскал в семейных архивах старинный альбом с рисунками и стихами. Альбом принадлежал его двоюродной прабабушке;

Из книги автора

Из книги автора

Поэтическая лексика арабских свадебных песен. Отражение в них народного быта и социальных отношений В лирической поэзии арабов за традиционной лексикой и обычными образами, приобретающими роль символов, часто скрыт глубокий социальный смысл. Более того, социальный

« Вести салон может лишь очень просвещенная женщина»

\ князь П.А. Вяземский \

«И новичка-провинциала
Хозяйка спесью не смущала:
Равно для всех она была
Непринужденна и мила»

\ А.С. Пушкин \

Пушкинская пора... Это теперь мы так называем 20 - 30-е годы 19-го века... А тогда золотой век русской литературы только начинался... И он был востребован всем ходом отечественной истории... Эпоха реформ и просвещения дала плоды: появился узкий слой высокообразованных людей... И среди них - удивительные женщины...
Сегодня мы вспомним их - тех, кто был музами и первыми слушательницами... Благодаря кому могли собираться под одной крышей будущие великие мужи российской словесности...

Дом Олениных

Фонтанка, 101... Этот дом пережил века в неизмененном виде. В нём, у директора Публичной библиотеки Алексея Оленина, юного Поэта стали принимать сразу после окончания Лицея. Хозяин сам оформил заглавный лист первого издания «Руслана и Людмилы». Здесь Пушкин впервые встретил Жуковского и Гнедича, Крылова и Батюшкова.
Это был центр дворянской культуры, где «составлялись мнения по вопросам литературы и художества.» Литературные салоны отвечали потребностям взаимного общения, обмена мнениями... Умели там и развлекаться (в отличие от нашего виртуала)))))).
Летом встречи происходили в загородной усадьбе Приютино. Она сейчас неплохо восстановлена: сохранился и дом, и даже дубы, посаженные Олениным в память о сыновьях...
После ссылки в 1827 году Пушкин вернулся в Петербург. На этот раз в альбоме Анны Олениной он оставил такое посвящение:

«Тебя страшит любви признанье,
Письмо любви ты разорвешь,
Но стихотворное посланье
С улыбкой нежною прочтешь...»

Затем будет много других, более серьезных, с надеждой на ответное чувство... И, наконец, последнее: «Я вас любил...»

Салон Карамзиных

Современники признавали жену Карамзина - Екатерину Андреевну - одной из самых выдающихся женщин эпохи. «Владея чувствами, умом - она сияла совершенством», - так воспел её в стихах Пушкин. После кончины мужа в 1826 году она закончила и издала последний (12-й) том «Истории Государства Российского», продолжая расширять литературные заслуги Карамзина. Позднее Салон помогали держать дочери историографа - Софья и Екатерина.
Салон Карамзиных упомянут в набросках к «Евгению Онегину»,

«В гостиной, истинно дворянской,
Чуждались щегольства речей
. . . . . . . . . . . .. . . . .
Хозяйкой светской и свободной
Был принят слог простонародный...»

Это был тот круг, где общались на родном языке и где в обсуждении новинок литературы принимали участие и дамы. Пушкин бывал здесь и с Натали. До последних дней Поэт боготворил Екатерину Андреевну.

Воейкова и Пономарева

Пушкину не удалось посещать эти петербургские Салоны - он отбывал южную ссылку. Но его лицейские и литературные друзья были их завсегдатаями. Эти хозяйки очень отличались характерами и никогда не встречались друг с другом.
Александра Воейкова - племянница Жуковского (ей и посвящена баллада "Светлана")- нежное возвышенное существо, рисовальщица и музыкантша... Её особняк находился рядом с Аничковым мостом. Евгений Боратынский писал о ней: "...И при тебе душа полна священной тишиной." К. Рылеев посвятил ей поэму "Рогнеда". Она была музой И. Козлова и Н. Языкова. А сама увлекалась стихами юного Пушкина, записывая их в свой альбом.

Софья Пономарева... Веселая, заводная и кокетливая. Она сочиняла стихи, знала 4 языка, подбирала музыку. С согласия мужа создала Салон "С.Д.П." - "Сословие друзей просвещения", где исполнялись масонские ритуалы и присваивались шутливые прозвища. Всё вертелось вокруг хозяйки. И все... бывшие лицеисты: М. Яковлев, Кюхля и безумно влюбленные А. Илличевский и А. Дельвиг. Считается, что ей посвящено и знаменитое стихотворение: "Любви дни краткие даны,\ Но мне не зреть её остылой...\"
Сонечка умерла на пороге 30-летия, оставив яркий след в душе многих поэтов...

« Princesse nocturne»

Поздними вечерами ярко светились окна в особняке княгини Евдокии Голицыной на Миллионной улице, около Зимнего дворца... Сюда съезжались в каретах гости, и среди них 18-летний Пушкин. Он познакомился с хозяйкой у Карамзиных. Вся обстановка дворца представляла собой нечто таинственное... Начиная с того, что княгиня принимала только по ночам. Не очень счастливая в личной жизни, она поставила во главу угла духовное общение на высочайшем уровне.
Редкая красавица и истинная патриотка России сразу покорила Поэта. В том же году он посвятил Голицыной чудесный стих (один из самых мной любимых):
«Краев чужих неопытный любитель
. . . . . . . . . . . . . . .. .
Я говорил: в отечестве моём
Где верный ум, где гений мы найдем?
Где женщина - не с хладной красотой,
Но с пламенной, пленительной, живой?
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..
Отечество почти я ненавидел -
Но я вчера Голицыну увидел
И примирен с отечеством моим.»

Литературные вкусы «Принцессы ночи» были очень прогрессивны: все её ближайшие друзья состояли в «Арзамасе»... Поэт бывал у Голицыной каждый день, а в 1818-м послал ей Оду «Вольность» - с посвящением.
Из своей первой ссылки в мае 1820-го года он пишет Ал. Тургеневу:
« Вдали камина кн. Голицыной замерзнешь и под небом Италии»... А в 1823 году, уже из Одессы: «Что делает поэтическая, незабвенная, конституциональная, антипольская, небесная княгиня Голицына?» (Княгиня возмущалась, что Польше дана Конституция, а России - нет).
Возвратившись в Петербург, Пушкин чаще всего бывает у Дельвига.

Среди своих

По субботам кружок литераторов собирался на холостяцкой квартире В.А. Жуковского - недалеко от Никольского собора, а по средам и воскресеньям - у Дельвигов, около Владимирской церкви (дом удалось отстоять в 90-х годах 20-го века). Антон уже издавал "Северные цветы" и был счастливо женат на Софье Салтыковой. Сюда и вваливались Пушкин, Кюхельбекер, А. Бестужев, К. Рылеев и другие.
В гостях у друга Поэт часто виделся и с Анной Керн (она жила то у Дельвигов, то у сестры Пушкина - в другом конце того же Кузнечного переулка), но их теперь связывала только дружба. В 1828 году Пушкин читал здесь "Полтаву"... Дельвиг в 1830-м начал издание Литературной газеты, но в январе следующего года его жизнь оборвалась. Александр не находил себе места от горя.

"Красавицы столетий"

Так блестящих женщин той поры назвала Бэлла Ахмадулина. Первая в этом ряду, без сомнения, Зинаида Волконская... Утонченная, романтичная и одаренная талантами:
певицы, музыкантши, писательницы, а главное: умением поддержать любой разговор.
Она открыла свой знаменитый Салон в Москве, на Тверской. Все мы помним картину, на которой запечатлен момент встречи там Пушкина и Мицкевича...
"Царица муз и красоты,
Рукою нежной держишь ты
Волшебный скипетр вдохновений..."
Это подношение Пушкина. Но больше всего стихов посвятил Ей влюбленный Дмитрий Веневитинов, рано почивший. Салон объединил Д. Давыдова и П.Чаадаева, Хомякова и Загоскина и других московских литераторов. Именно в нем Пушкин представлял "Бориса Годунова" и последние главы "Евгения Онегина"... Живя позднее в Риме, Княгиня принимала у себя Жуковского и Гоголя, поощряла русских художников, создала общество "Патриотическая беседа".
Содержала великосветский Салон и внучка Кутузова: графиня Фикельмон... Будучи женой австрийского посла, она жила в доме Салтыкова - около Летнего сада. Сюда чаще всего и наведывался Пушкин в 30-годы. Эти стены первыми слышали его новые творения... В письме из Москвы Поэт огорчен, что "удален от салона". Называет графиню "самой блестящей из знатных дам". А она сожалеет, что "бог сделал её посольшей" - мечтает о более простой жизни.
В 1832 году после замужества в Петербурге на Литейном открыла Салон добрая знакомая Пушкина и Гоголя, независимая и оригинальная Александра Россет.
Она увлекалась всеми видами искусств и философией... Вспомним известные строки Поэта о ней:
"... И как дитя была добра,
Смеялась над толпою вздорной,
Судила здраво и светло,
И шутки злости самой черной
Писала прямо набело".

Друзья называли её "Донна Соль". Это и подчеркнул в стихе Вяземский:
"Вы - донна Соль, подчас и донна Перец!
. . . . . . . . . .
О, донна Сахар! донна Мед!"

После гибели Пушкина в тот же год у Карамзиных Смирнова-Россет познакомилась с Лермонтовым, посвятившим ей прекрасные стихи:
"Занять ваш ум мне не дано...
Всё это было бы смешно,
Когда бы не было так грустно..."

Она любила русскую поэзию самозабвенно. И после гибели двух великих Поэтов продолжала верно ей служить... Жуковский называл её "Милая из милых, умная из умных, прелестная из прелестных". Она пленила даже Гоголя, Белинского и Аксакова - уже позднее.

Конец эпохи

В середине 19-века Салоны постепенно "сошли на нет"... вместе с русской поэзией. Известный знаток света князь Петр Вяземский отмечал: "Тот тип женщины исчез. Этой властительницы, этой царицы светской общительности уже нет".