Национальные традиции Эстонии и Латвии презентация к уроку (старшая группа) на тему. Обычаи и традиции эстонии Обычаи и традиции Эстонии

Эстонская народная культура находилась под влиянием Центральной Европы и Скандинавии с одной стороны и Восточной Европы - с другой. Благодаря наличию общих черт, Эстония составляет вместе с Латвией и Литвой единую культурно-историческую область.

Своеобразие эстонцев выражено наиболее ярко в аллитерационном стихе старых эстонских народных песен, в праздничных и свадебных обрядах, существовании жилой риги и других явлениях культуры.

Региональные различия, получившие начало от древних племенных различий, отражаются как в археологических находках, языковых диалектах, так и в материальной, и духовной культуре. В эстонской культуре, так же как и в латышской, литовской, и финской наиболее ярко выражены различия между западной и восточной областями. Они происходят как из-за различных природных условий, экономических различий, так и от долгого соприкосновения с восточными, или западными соседями.

Существуют явления народной культуры, например, распространение новых элементов в национальном костюме ("кяйсед" в Северной Эстонии, цветочный орнамент, "поттьмютс"). В Северной Эстонии особо можно выделить северо-восточное побережье, где наиболее ярко представлено финское влияние, а в восточной части водско-ижорское как в народном искусстве, так и в постройках.

В Южной Эстонии, так же как и в Северной хорошо развито сельское хозяйство. Здесь своими особенностями выделяются Мульгимаа (Вильяндиский уезд) и область проживания сету. Народные традиции сохранялись в Мульгимаа до второй половины 19 века. Своеобразие этой области придавали и расположенные здесь латышские поселения. Особенности сету возникли благодаря достаточно долгой изолированности и влиянию русских соседей, что наиболее ярко выражено в постройках, одежде и национальных традициях.

Кроме того здесь сохранился ряд южно-эстонских культурных особенностей. Традиционная национальная культура сохранилась у сету до середины 20 века.

Западная Эстония оставалась еще до начала 20 века достаточно отсталым, в экономическом смысле, регионом где основными занятиями были рыболовство, мореплавание и отхожие промыслы, отодвигая земледелие на второй план.

Здесь сохранились более древние орудия труда, вышедшие из употребления на остальной территории Эстонии (подошвенное рало, серп с плоским полотном и др.). Благодаря постоянному общению с другими народами более быстро распространялись различные нововведения: инструменты, приемы работ. Наиболее ярко это отражается в работах западно-эстонских ремесленников. У каждого острова наблюдаются свои характерные черты. По предметам с западной области Сааремаа можно сделать вывод о связях эстонцев с Готландом и Курамаа. На островах традиционная народная культура сохранялась до первой половины 20 века.

О доисторических эстах мы имеем весьма скудные сведения. Термин «доисторические» следует взять в кавычки, поскольку письменные свидетельства (исторические источники) об эстах появляются лишь с приходом на их земли завоевателей.

Авторы первого тома «Истории Эстонской ССР» (Таллинн, 1961, с. - 955) весьма осторожно подходят к реконструкции обычаев и верований эстов. При отсутствии собственных письменных источников довольно трудно сложить цельную картину жизни. Схема, предложенная Фридрихом Энгельсом, не срабатывает, когда требуется описать обычаи и верования народа, оставившего после себя лишь каменные могильники и немногочисленные предметы утвари.

Принцип аналогии не дает нам адекватного представления о том, как и кому именно, поклонялись древние эсты, как они вели себя дома, как общались с родственниками и соседями, вели честную торговлю или жульничали, были жестоки с пленными или, наоборот милосердны. Достоверно известно лишь о том, что у доисторических эстов был развит культ умерших предков и животных. Покойников сжигали на погребальных кострах.

Отдельные подробности этих культов сохранились в более поздних песнях и сказаниях. Сложить из этих подробностей цельную картину не представляется возможным, поскольку невозможно разделить временные пласты.

«С большой долей точности мы можем утверждать, что древние не делили явления на естественные и сверхъестественные, и между природой и человеческой душой царила гармония для нас недостижимая. Наши фольклорные сборники содержат сведения о контактах со сверхъестественными существами: феями, домовыми и т.д. Мир представлялся куда разнообразнее, чем видим его мы».

Ключевое слово, раскрывающее суть древних верований эстов, это слово «vagi» - обозначающее мощь, одновременно живительную силу. Мощь заключена в живой и неживой природе. Мощью обладает слово. У человека и животных больше всего мощи в крови, поте, ногтях, волосах и шерсти, зубах и внутренних органах.

«Эсты считали, что у человека кроме тела есть еще дух и душа. Душ, возможно, было больше одной... Дух и есть мощь - жизненная сила, энергия, одинаковая не для всех людей. Наличие личной мощи и владение мощью, заключенной в природе, свойственны людям, из которых вырастают вожди народа, - но также колдуны или лекари. Отсутствие мощи - удел посредственности. Душа - носитель человеческой индивидуальности, она поддерживает силу в теле. Душа может временно покидать тело человека - во время сна или когда он пребывает в трансе. Душа выходит из тела в виде насекомого через нос или рот. Со смертью душа навсегда расстается с телом. Самые древние поверия состоят в том, что и после смерти душа сохраняет некоторую связь с останками человека и местом захоронения». (Ibidem.)

Местом пребывания мертвых было место недалеко от могильника, либо далеко на севере в Манала или Тоонела, поэтому покойников хоронили головой к северу. В первом тысячелетии нашей эры покойников стали сжигать на погребальных кострах. Были распространены анимистические представления о том, что вся природа является живым и одухотворенным единством. Частью природы были феи, духи, лешие, русалки и тому подобные существа. Из высших богов известен Тарапит (Таара, Тор?), который родился в Вирумаа на горе Эбавере, а затем перелетел на остров Сааремаа:

«Очевидно для эстов вообще было характерно наличие большого числа низших божеств, которые были относительно безлики (...) Низшим существам приносились довольно скудные жертвы: шерсть, молоко, мясо, кровь животных, злаки, хлеб и прочие продукты. Животных приносили в жертву высшим божествам или умершим предкам. В древние времена приносились и человеческие жертвы - очевидно пленные. В одном из озер в 10 милях от Отепя (вероятно, Ильмярв) еще в XVI веке приносили в жертву детей». (Ibidem.)

У эстов была распространена магия. С домовыми и домашними божками у эстов складывались панибратские отношения. Если идол не выполнял своих функций, его могли наказать. Эсты совершали и другие магические действия, содержание которых выражает «непонятные нам связи вещей».

Как известно, во времена поющей эстонской революции распространилось представление о том, что эсты обрабатывали земли на берегах Балтийского моря пять и даже 10 тысяч лет назад. В свете этих представлений, генетическая память эстов сохранила абстрактные воззрения, возраст которых превышает всю писаную историю человечества. Современный автор (Прийт Хыбемяги) утверждает:

«Эстонцы в городах живут около тысячи лет, в деревнях - около пяти тысяч лет, но перед этим они миллион лет жили в лесах. Эстонец приспособлен именно для жизни в лесу, и навыки, выработанные за миллион лет, никуда не делись. Мы способны питаться лесными растениями и сырым мясом, устраивать в лесу жилье, плодиться и размножаться. Если другой возможности не будет, большинство из нас способно жить в лесу. И навыки, нажитые за миллион лет, возродятся, - мы снова вспомним их».

Если в генетической памяти народа до сих пор сильны языческие рудименты, то этот народ живет без нравственных принципов, выработанных христианством. Если нет нравственных принципов, то государство управляется по законам кармы (неотвратимое наказание за грехи и возмездие за преступления), а не на основе христианского милосердия:

«В отличие от христианской этики, в основе которой лежала любовь к ближнему и милосердие, ответственность человека перед Богом и постоянная актуальность выбора между Добром и Злом, мораль древних эстов была весьма конкретной и прагматичной. Отсюда и умерщвление слабого потомства, и изгнание состарившейся жены, и кровная месть, и человеческие жертвоприношения. Сдается, что древним эстам были чужды абстрактные понятия добра и зла, греха и вины». (Ibidem.)

В Эстонии не принята официальная религия, в стране распространено около 70 различных религиозных организаций. Больше всего эстонцев, которые относят себя к лютеранской религиозной конфессии. Другие активные и крупные религиозные объединения, функционирующие на территории страны: православные, старообрядчество, католичество, баптисты, пятидесятники и методисты. Некоторые эстонцы исповедают иудаизм, ислам, буддизм и индуизм. Эстонцы считаются одной из наименее религиозных наций.

Во многих странах играть свадьбы с учетом национальных старинных обрядов становится модно. Не исключение и свадьбы в Эстонии. Традиционные старинные обряды почти полностью изменились с течением времени, но многие их элементы остались и с удовольствием применяются в организации свадебных торжеств современной молодёжью. Молодоженам хорошо известны такие национальные обряды, как выкуп невесты у ее родителей и подруг. А так же одна из традиций, которая касается свадебного наряда невесты: идя к алтарю, невеста должна надеть что-то старое, что-то новое, что-то голубое и взятое в долг. Некоторые традиции похожи на наши, например: на голове невесты, идущей к алтарю, должна быть фата, которая является символом непорочности, чистоты и невинности (считается что фата оберегает невесту от сглаза) девушки.
С рождением девочки в эстонской семье родители сразу же начинали собирать её приданное. После того, как девочка начинала рукодельничать сама, всё это возлагалось на неё. Особенно большое внимание удалялось дизайну семейного покрывала. Чем на нём причудливей вышивка, тем больше ценилась невестка мужем и свекровью. В период времени, между сватовством и свадьбой, на помощь к невесте рукодельничать приходили подружки.
Негласно существовал список содержимого приданного: более 50 пар рукавиц, поясов около 100 штук, столько же всевозможных повязок, должны присутствовать: чулки, рубашки, ночные сорочки, постельное белье, пледы и покрывала с любовью вышитые руками невесты.
Один из старых обрядов, который отличает эстонскую невесту от невест других стран, это переодевание на свадебном торжестве в три разных свадебных платья, в последовательности по "старшенству": первое платье отражает более раннюю эпоху Эстонии, затем национальное свадебное платье, но более позднего времени и третье - современное свадебное платье.
Центральным моментов перехода девушки от невесты к замужней женщине на торжестве считалась замена девичий повязки на голове невесты на венок из живых цветов, так как до замужества девушка должна была носить на голове повязку, а после свадьбы - чепчик.
Свадебный наряд эстонской девушки изобилует украшениями (бусами, цепочками и т. д.) - это тоже связано с национальными традициями, считается что всё эти богатства, во время свадебной церемонии, должны оберегать невесту от сглаза. Причем, чем богаче жених, тем больше бус и цепочек он подарит невесте. Ну, а не очень состоятельные женихи, вынуждали своих избранниц брать украшения в долг у подруг, на время свадьбы.
Ещё одна традиция которая выполняется в Эстонии и по сегодняшний день: это одаривание подарками, в последний день празднования свадьбы (а празднуется она три дня), родственников жениха. В дом приносили свадебный сундук, в котором лежали подарки. Чем богаче сундук и чем внушительнее были у него размеры, тем состоятельнее считалась семья невесты.

Еще в прошлом веке свадьба в Эстонии продолжалась несколько дней и была тесно связана с обычаями, сложившимися в течении столетий. По этим обычаям невеста на эстонской свадьбе должна была одарить всю свою новую родню красивыми подарками. Матери начинали собирать приданное для своих дочерей пока они были еще маленькими - "дочка по колено, сундук с приданным с пядь". Особенный размах приготовление приданного принимало перед свадьбой, в период между сватовством и свадьбой. Деревенские девушки приходили, обычно, на помощь невесте.
В среднем к эстонской свадьбе невеста готовила более 50 пар варежек, поясов и повязок более 100, к этому добавлялись еще чулки и другие предметы одежды. В приданном невесты обязательно должно было быть красивое цветное санное покрывало, к которому в 19 веке добавилось и кроватное покрывало.
В эстонском свадебном наряде, особенно в костюме невесты, еще долгое время сохранялись древние формы народного костюма. Например, на острове Муху невеста переодевалась в процессе свадебной церемонии три раза, причем каждый последующий костюм относился к более позднему периоду, пока последним не оказывался современный костюм. Девушки до замужества, т. е. до получения чепца, носили девичью повязку. На островах Сааремаа, Хийумаа северной части материковой Эстонии были и специальные свадебные венки.
Центральным событием эстонского свадебного обряда было надевание невесте головного убора замужней женщины (tanutamine). На материке, где девушки не носили передников, невесте, помимо чепца, надевали и передник. В дальнейшем женщина не могла "перейти без чепца улицу и без передника комнату".
Из украшений женщины носили каждый день бусы, разрез блузки закреплялся маленькой брошкой. К праздничному костюму надевали большие броши и серебрянные бусы. Особое внимание уделялось украшениям невесты, так как они должны были оберегать ее от злых сил и недоброго глаза. В Северной Эстонии было традицией, что богатый жених дарил невесте полный комплект нагрудных украшений - брошь и цепочки. Более бедные невесты отдалживали украшения.
Основным событием последнего свадебного дня в Эстонии была раздача подарков родственникам жениха. В дом приносили свадебный сундук, в котором лежал свадебный коробок. По величине сундука и красоте узоров на нем судили о богатстве невесты.
В качестве подарков к свадьбе или обручению для невесты изготовляли пряслица, вальки для белья, кордики (деревянные ножи).

Это страна, сохраняющая национальные культурные традиции на протяжении многих веков. Культура эстонцев долгое время имела ярко выраженный характер крестьянства. Закрепощенные в многовековой борьбе с феодалами эстонцы сумели сберечь свой язык и уникальность быта. Народная одежда, сшитая по подлинным образцам традиционных костюмов, из разных уголков Эстонии, находит применение в качестве одежды участников народных гуляний и праздников (певческие праздники и праздники народного танца).
Семейная обрядность эстонцев сохранила многовековые традиции. Например, по строгому убеждению народа, брак считается заключенным после проведения основных обрядов свадебной церемонии, заключающихся в надевании на невесту головного убора замужней женщины и подвязывания передником, а не после церемонии церковного венчания. Современные свадебные ритуалы, связанные с гражданской регистрацией брака, предполагают включение шуточных обрядов (перегораживание дороги свадебному поезду, проверка навыков ведения хозяйства у молодой пары, похищение невесты и т.д.). Огромное значение для современных эстонцев имеет лютеранство и связанный с ним похоронный обряд. В последний путь провожают коллективным пением псалмов, называемых хоралами. У православных позаимствовано обряд поминок на 40-й день.


Одной из лучших традиций древности, сохранившихся до сегодняшних дней, является обычай, предполагающий зажигание костров на Ивана-Купалу (24 июня) по всей Эстонии. Гуляние происходит ночью, накануне этого дня, сопровождающееся песнями и танцами. Сохранились и народные обычаи хождений на Мартынов день (10 ноября) и 25 ноября - на Катеринин день. Из наиболее значимых праздников ежегодно отмечается сезонный праздник урожая. Певческий праздник в Тарту и Таллинне, ежегодно собирает на знаменитом поле половину всего населения страны. Знаменитому хоровому пению уже более 100 лет. Такое празднество вмещает 30-тысячный хор на выстроенной эстраде и слушателей - до 250 тысяч человек. Самостоятельные праздники с участием национального народного танца продолжаются с 1947 года. Ежегодные летние дни для молодежи сопровождаются танцами и песнями эстонцев разных возрастов, одетых в национальные женские и мужские костюмы.

Эстонское рукоделие настолько уникально, что вязка и макраме являются визитной карточкой страны. Бытует мнение, что узоры придуманы для моряков, которые, заблудившись в море, могли бы по одежде распознавать местность. Огромный выбор эстонских вязаных изделий всегда можно найти на улице Виру, где располагается рынок рукоделия. Кроме того, эстонцы являются известными мастерами по обработке древесины, скорняки и превосходные умельцы по выделке кожи. Чувствуется огромное влияние сюрреализма умелых и педантичных немецких мастеров, оказавших неизгладимо сильное влияние на эстонские традиции в занятиях рукоделием. В годы правления СССР, как это ни удивительно, народные эстонские промыслы получили еще большее свое развитие, что и сделало этот товар чрезвычайно популярным.

Традиционная национальная кухня сформирована, во многом, под мощным влиянием немецкой кухни. Эстонской кухне не грозит однообразие, т.к. можно встретить блюда из говядины и свинины, рыбы, а также овощей и др. других ингредиентов. Национальными блюдами считаются блюда, приготовленные из ржаной муки «кама», пшеницы и ячменя, гороха, употребляемые с молоком либо простоквашей, а также, чрезвычайной популярностью пользуется приготовленная со свининой и крупой капуста «мульгикапсад», кровяная колбаса и клецки.

Большинство жителей Западной Европы, и тем более Азии и США, вряд ли смогут найти на карте мира Эстонию. Но тем хуже для них, ведь Эстония – это не просто небольшая страна в Прибалтике. Эстония – это удивительная прибалтийская природа, средневековые крепости, многочисленные музеи, янтарь, Балтийское море, а также бальнеологические и пляжные курорты.

География Эстонии

Эстония расположена в Прибалтике, в Северной Европе. На юге Эстония граничит с Латвией, на востоке – с Россией. На севере и западе Эстония омывается водами Балтийского моря. Общая площадь этой страны составляет 45 227 кв. км., включая и острова, а общая протяженность границы – 1 450 км.

55% территории Эстонии занимают леса. Самая высокая точка страны – гора Суур-Мунамяги на Хааньяской возвышенности, чья высота всего 318 метров.

В Эстонии очень много озер, самые большие из них – Чудское озеро на востоке и Выртсъярв на юге страны.

Столица

Столица Эстонии – Таллин, в котором сейчас проживают более 420 тыс. человек. Археологии полагают, что первые поселения людей на территории современного Таллина появились примерно 2 тысячи лет назад.

Официальный язык

Официальный язык в Эстонии – эстонский, относящийся к финской ветви уральской языковой семьи.

Религия

Около 14% населения Эстонии принадлежит к эстонской евангелическо-лютеранской церкви, а еще около 10% эстонцев – православные христиане. Остальные жители Эстонии в Бога не верят.

Государственное устройство Эстонии

Согласно конституции 1992 года, Эстония – это парламентская республика, главой которой является Президент, избираемый Парламентом страны.

Парламент Эстонии состоит из 101 депутата, которые избираются на 4-летний срок. Исполнительная власть принадлежит Президенту, Премьер-министру и Кабинету министров.

Климат и погода

Климат в Эстонии умеренный, переходный от морского к континентальному. Среднегодовая температура воздуха составляет +5,2С. Вообще, на эстонский климат определяющее влияние оказывают Атлантический океан и Балтийское море. Среднее количество осадков в год – 568 мм.

Средняя температура воздуха в Таллине:

  • январь – -5С
  • февраль - -6С
  • март - -3С
  • апрель - +3С
  • май - +8С
  • июнь - +13С
  • июль - +16С
  • август - +15С
  • сентябрь - +11С
  • октябрь - +6С
  • ноябрь – +1С
  • декабрь - -3С

Море в Эстонии

На севере и западе Эстония омывается водами Балтийского моря (Финский залив). Протяженность эстонского побережья Балтийского моря составляет 768,6 км. В Эстонии насчитывается более 1 500 островов, самые большие из них – Сааремаа, Хийумаа и Мухумаа (Муху).

Температура Балтийского моря возле эстонского побережья летом достигает +17С. В заливах вода летом прогревается лучше, и превышает +20С.

Реки и озера

В Эстонии насчитывается 200 рек и около 1 500 озер. Реки на севере Эстонии образуют живописные пороги и водопады. Самый высокий эстонский водопад – Валасте (30,5 м).

По территории юга Эстонии притекают несколько красивых рек – Пиуза, Ахья и Выханду. Кстати, Выханду является самой длинной рекой в Эстонии (162 км).

В Эстонии очень много озер, самые большие из них – Чудское озеро на востоке и Выртсъярв на эге страны. Вообще, озера занимают 6% территории Эстонии. На берегу Чудского озера находится самый длинный эстонский песчаный пляж – 30 км.

История Эстонии

Люди на территории современной Эстонии появились примерно 11 тысяч лет назад. Первые государственные образования в Эстонии начали появляться в I веке н.э. В IX-XI веках на территорию современной Эстонии совершали часто нападение скандинавские викинги (в основном шведы).

До принятия христианства эстонцы были язычниками, верившими в высшее существо – Tharapita.

С 1228 года по 1560-е годы Эстония входила в состав Священной Римской империи (ее завоевал Ливонский орден).

В 1629 году большая часть Эстонии попала под власть Швеции. Первый университет в Эстонии был основан в 1632 году в Дерпте (Тарту).

В 1721 году, согласно Ништадтскому миру, Эстония была включена в состав Российской империи. Только после Первой мировой войны в 1918 году была объявлена независимость Эстонии.

По договору 1939 года между Германией и СССР, Эстония входить в зону интересов Иосифа Сталина. 6 августа 1940 года Эстония была включена в состав СССР как Эстонская ССР.

Независимость Эстонии была восстановлена 20 августа 1991 года. С 2004 года Эстония входит в Евросоюз.

Культура

Эстонцы, как и другие народы, очень гордятся своей культурой. Правительство страны прилагает усилия для сохранения не только археологических, исторических и архитектурных памятников, но и нематериальных памятников. Так, в Эстонии сейчас действует 7 правительственных программ по сохранению нематериальной традиционной культуры (речь идет про песни, музыку, танцы и т.д.).

Еще в 1869 году в Тарту прошел первый эстонский фестиваль народной музыки и танцев. Сейчас традиция этого фестиваля продолжается. Фестиваль эстонской музыки и танцев в Тарту теперь внесен в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

Самые популярные праздники у эстонцев – Новый год, День независимости, Пасха, Иванов день, День восстановления независимости и Рождество.

Кухня Эстонии

Эстонская кухня достаточно проста, в ней нет каких-то изысканных блюд. Но сейчас эстонская кухня уже включает в себя самые популярные блюда международной кухни. Тем не менее, в Эстонии самыми типичными продуктами по-прежнему являются черный хлеб, свинина, картошка, рыба и молочные продукты.

Туристам в Эстонии мы советуем обязательно попробовать следующие традиционные эстонские блюда: пивной суп, фасолевый суп, суп с клецками и мясом, зельц, кровяную колбасу, балтийскую сельдь в уксусе, щуку в масле, тушеную щуку с хреном, запеканку из салаки, кашу «мульги» с квашеной капустой, торт «медовик», пирог с капустой, печеные яблоки.

В Эстонии традиционным безалкогольным напитком является «кали» на дрожжах, в который добавляются ягоды можжевельника.

Что касается алкогольных напитков в Эстонии, то это, конечно же, пиво и водка. Эстонцы начали делать водку примерно с XV века, однако она все равно не может соперничать по популярности с пивом.

Достопримечательности Эстонии

Эстонцы всегда трепетно относились к своей истории. Поэтому туристам в Эстонии мы советуем обязательно увидеть:


Города и курорты

Самые большие эстонские города – Тарту, Пярну, Кохтла-Ярве, Нарва, и, конечно же. Таллин.

В Эстонии на берегу Балтийского моря есть несколько хороших пляжных курортов. Кстати, пляжный сезон в Эстонии начинается обычно в середине мая, и длиться до середины сентября. Самые популярные эстонские пляжные курорты – Пярну, Нарва-Йыэсуу, Хаапсалу, Тойле и Курессааре. Пляжи также есть на берегу Чудского озера.

Но туристы в Эстонию приезжают не только чтобы поплавать в Балтийском море и посмотреть местные достопримечательности. В Эстонии есть несколько отличных бальнеологических курортов. Самые известные из них – Пярну, Вярска, Курессааре, Пюхаярве и Вимси.

Сувениры/покупки

На протяжении долгих веков, а то и столетий Эстония стояла на границе востока и запада Европы. Такое местоположение определило целостный образ национальной культуры, сложившийся из...

  • Среда обитания

    ​Национальную культуру пытались систематизировать исходя из очень разных основ. Самым простым является разделение среды обитания и уклада жизни. Первая рассматривает то, как жили, окружение, которое...

  • Образ жизни

    ​С древних времен дом и семья занимали главное место в хозяйственной жизни, мировозрении и верованиях эстонцев. В старом эстонском языке слово "семья" (эст. pere) имело...

  • Жизненный цикл

    ​Древние эстонцы воспринимали окружающий их мир. прежде всего, исходя из образа круга. Осознание линеарности вещей могло возникнуть лишь во времена перехода от католичества к лютеранству...

  • Временной цикл

    ​Второй цикл, определяющий жизнь человека это временной (годовой цикл), который постоянно повторялся. Годовой цикл, касающийся природы, делился пополам, в соответствие с весенним пробуждением природы и...

  • Народные верования

    ​Основными признаками народных верований Эстонии является плюрализм, который выражается в вере в различных духов и фей, у которых отсутствовала внутренняя иерархия. Духи оживляли многие природные...