Как я учился в автошколе. Как правильно выбрать хорошую автошколу: критерии и программа обучения Откуда вообще эти инструкторы берутся? Их где-то обучают

Дорога в тысячу километров начинается с первого шага. И шаг этот - самый важный. Прежде чем стать счастливой обладательницей водительского удостоверения и влиться в огромный коллектив автолюбителей, вам предстоит обучение нелегкому делу водителя. Итак, поговорим о том, как будущей автоледи обучаться в автошколе.

Перед записью в автошколу оцените вашу текущую жизненную ситуацию. По возможности отложите момент начала обучения, если вы очень загружены дома или на работе - иначе вы не будете успевать учиться. Кроме того, без необходимости не стоит начинать обучение, если вы беременны, или вскоре после родов. В такой момент перенапряжение может отрицательно сказаться на вашем здоровье, а вождение автомобиля - это всегда большой стресс для начинающего водителя.

Следует также рассчитать свой бюджет. В любом случае (если у вас нет практических навыков управления автомобилем) вам придется взять минимум 15-20 занятий с мастером практического обучения вождению. Также вам потребуются средства на приобретение литературы для изучения теории автодела, оформление медицинской справки. Поэтому первоначально посчитайте приблизительно необходимую для обучения сумму и сравните ее с вашими реальными возможностями. Если полученная сумма для вас слишком велика - не спешите подавать документы в автошколу, надеясь сэкономить на уменьшении количества практических занятий с инструктором. Помните, что чем больше часов вы накатаете, тем больше практических навыков приобретете, а значит, повысите уровень своей безопасности.

Если вы уже приступили к обучению.

Как правило, в автошколах обучение будущих водителей начинается с прочитывания теоретического курса. В него входит изучение основ действующего законодательства в сфере дорожного движения (Правила дорожного движения, Кодекс РФ об административных правонарушениях), основ безопасности дорожного движения, устройства и эксплуатации автомобиля, оказания первой медицинской помощи пострадавшим.

Самое главное в изучении чего бы то ни было - систематичность и последовательность. Не старайтесь «объять необъятное» и запомнить сразу все, о чем говорилось на лекциях. Это невозможно, да и не нужно. Главная ваша задача - конспектировать основные мысли, которые до вас доносит преподаватель. Не пишите все подряд - старайтесь выбирать главное. Особое внимание обращайте на непонятные вам слова, термины. Не стесняйтесь переспросить у преподавателя то, что вы не поняли. Не забывайте и о том, что нужно работать самостоятельно, дома. Прежде всего вам потребуется сборник экзаменационных задач, и, конечно, сам текст Правил дорожного движения. Решая задачу, старайтесь соотнести ее с конкретным пунктом Правил - ведь экзаменационные задачи содержат перечень типичных дорожных ситуаций, с которыми сталкивается ежедневно каждый водитель. И здесь вы должны четко знать, как нужно действовать.

Многие будущие автоледи далеки от техники, и стараются просто «заучить» ответы на экзаменационные вопросы, касающиеся устройства автомобиля. Однако такой подход нам видится неправильным - знание основных принципов работы систем автомобиля поможет вам более безопасно управлять транспортным средством. Поэтому не стоит заранее пугаться словосочетаний вроде «суммарный люфт в рулевом управлении» или «высота рисунка протектора»: на лекциях преподаватель доступно объяснит вам, как работает автомобиль и что требуется для его безопасной эксплуатации.

После изучения теоретического курса вы, конечно, будете заниматься практическим вождением автомобиля с инструктором. Некоторые будущие водители, не желая заниматься с инструктором, просят позаниматься с ними ближайших родственников, друзей, соседей. Однако в этом, казалось бы, простом способе овладеть навыками управления автомобилем, есть «подводные камни». Во-первых, Правила дорожного движения обязывают обучающего вождению иметь при себе документ на право обучения (п.21.3 ПДД). То есть в роли обучающего может быть только инструктор. Во-вторых, те же самые ПДД (п.21.5) требуют, чтобы транспортное средство, на котором проводится обучение, было оборудовано «дополнительными педалями привода сцепления и тормоза, зеркалом заднего вида для обучающего и опознавательным знаком «Учебное транспортное средство»…». Получается, что если ваш родственник или друг не является инструктором, то такое обучение противозаконно. Да и где гарантия, что ваш приятель сам умеет правильно управлять автомобилем? Водительский стаж в данном случае вовсе не показатель.

    Для того, чтобы процесс обучения вождению был безопасным и эффективным, вам нужно придерживаться нескольких правил. Вот они:
  • Если у вас нет практических навыков управления автомобилем, то лучше перед первым занятием по вождению посетить автотренажер. На нем вы сможете отработать взаимодействие рук и ног, научитесь переключать передачи, вращать рулевое колесо. Дамы с трудом привыкают к тому, что в автомобиле три педали, а ног всего две. И даже если в дальнейшем вы планируете управлять автомобилем с автоматической коробкой переключения передач, все же вам нужно научиться справляться и с «механикой». Хотя бы потому, что в нашей стране экзамены на право получения водительского удостоверения в ГИБДД принимают только на машинах с МКПП.

  • Всегда и во всем подчиняйтесь командам инструктора. Даже если вам кажется, что «так неудобно», «так опасно», «лучше по-другому». Поверьте, опыт инструктора и его профессиональные навыки оценки дорожной ситуации гораздо прочнее, чем у вас.

  • Не отчаивайтесь, если что-то не получается сразу. Управление автомобилем - это очень сложный процесс, который требует максимальной концентрации и достаточно большого умения. Особенно часто дамам тяжело даются «тонкие» маневры, такие, как параллельная парковка или движение задним ходом. Если не получилось сегодня - обязательно получится завтра или послезавтра. Главное - побольше тренироваться.

  • Старайтесь приходить на занятия в уравновешенном состоянии и хорошем настроении. Если вы чувствуете, что сильно устали или чем-то очень расстроены - лучше отложите занятие, заранее предупредив инструктора.

И все-таки помните, что главная составляющая эффективного обучения - это, прежде всего, ваше собственное горячее желание научиться правильно и безопасно водить машину.

Чуть ли не половина граждан нашей страны, достигнув совершеннолетия, старается получить права на вождения автотранспортом. Это можно сделать в специальных учебных заведениях - автошколах. Но чему именно должны обучить подобные учреждения? Какие знания они вам дадут?

В любом городе или районном центре есть специальные заведения, где проходят курсы по обучению вождения и знанию ПДД. По их окончанию проводится экзамен. Его принимает сотрудник ГИБДД, именно он определяет можно ли вам выдать права. Любая автошкола правила обучения должна соблюдать. Они примерно одинаковые в любой подобном заведении.

Вначале, все обучающиеся проходят теоретические курсы. Они дадут вам знания правил дорожного движения. В такой курс включено изучение следующих вопросов:

  • само изучение ПДД ;
  • знакомства с правилами безопасности при вождении;
  • изучение основ оказания неотложной медицинской помощи при аварии или получении травмы;
  • изучение устройства автомобиля (в общих чертах).

Без получения таких теоретических знаний вас не допустят к сдаче экзамена. Также без этих основ нельзя приступать к практическим занятиям вождения. Автошкола учебный центр или как бы по-другому не называлось подобное заведение, везде вы обязаны пройти теоретический курс.

Во многих автошколах теоретический курс заканчивается сдачей внутреннего виртуального экзамена. Вам предлагают пройти те билеты, которые будут использоваться при сдаче реального экзамена сотрудникам ГИБДД. Это позволяет преподавателю узнать ваши реальные знания, а также подготавливает вас морально к встрече с экзаменатором из ГАИ.

Второй курс, который вам предстоит пройти в автошколе - это непосредственное обучение вождению. В начале вы попробуете управлять автомобилем на автодроме. Здесь вы научитесь чувствовать габариты транспортного средства и получите минимальные навыки вождения. Вы сможете потренироваться трогаться с места, поворачивать, сдавать задним ходом и останавливаться.

Только после автодрома вас могут допустить к езде по городу. Ведь там вы столкнетесь с реальными дорожными ситуациями и будите их участниками. Вы должны научится прогнозировать дорожную ситуацию. Научится анализировать состояние дорожного покрытия при разных атмосферных осадках и почувствовать, как будет вести себя автомобиль при дожде или снеге. Во время всех поездок вас обязательно должен сопровождать инструктор. Да и сама езда должна проводиться на специально оборудованном автомобиле.

Чтобы узнать более конкретно о курсе той или иной автошколе, нужно связаться непосредственно с ними. Благо, номера телефоном автошкол можно найти легко. Поинтересуйтесь у них, сколько часов будет отводиться на каждый курс, и какие знания они вам дадут. Ведь вы должны быть уверены, что автошкола действительно обучит вас вождению, а не просто соберет деньги. Только после этого стоит подавать документы.

Анекдот нашего времени: «Права купили, а «ездить» не купили!» Слава Богу, что это не про вас! Но некоторым премудростям вождения поучиться не помешает.

1. Прямо руля!

Если вам нужно свернуть влево, но перед этим пропустить встречные машины, не выворачивайте руль влево заранее! Не дай Бог, в этот момент ваш автомобиль ударят сзади – вы сразу попадете под встречный. Так что, стоя на повороте, держите руль ПРЯМО.

2. Пикник на обочине

Если вас, по снегу или льду, поволокло на обочину, не пытайтесь вывернуть в противоположную сторону и не сбавляйте газ! Этим вы только ухудшите ситуацию – вас отбросит обратно. В этот момент, главное, крепко удерживать руль. Машина потеряет скорость, и вернется на место.

3.Вот, новый поворот!

Речь идет о затяжных поворотах. Обычно, боятся встречных авто на внутреннем радиусе. Но, это не верно! Если такую машину начнет заносить, то, скорее всего, на обочину. Нужно быть очень внимательным к встречным машинам на внешнем радиусе. Если там будет заносить авто, то, вероятнее всего – встречной в лоб.

4. Всегда ли хорош «нейтралитет»?

Если экономите топливо и едете на нейтральной скорости, то лучше потихоньку, никого не обгоняя. А еще лучше на дороге не экономить, ведь, на нейтралке не будет возможности, в случае необходимости, дать по газам.

5. Не тормозим!

На поворотах не тормозят и не ускоряются.

6. Ускоряемся!

А при перестройке на другую полосу, нужно ускоряться.

7. Запасной вариант

Если не уверены на 200% в обгоне – никогда не обгоняйте! Всегда оставляйте себе шанс спокойно вернуться на свою полосу.

8. Перестраховка

Если видите, что встречная машина не успевает совершить обгон, то лучше, от греха подальше, прижмитесь к обочине. И, на всякий случай, не мигайте незадачливому водителю фарами. Ваш гнев, конечно, праведный в такой ситуации, но, вдруг, вы его напугаете, и он начнет нервничать. А взвинченные нервы – плохой советчик на дороге!

9. На шахматной доске

При шахматном обгоне, сбрасывайте скорость на встречке, и подгоняйте ее под текущий поток. Если же «фокус» не удался, и вам пришлось вернуться назад – не тормозите резко на своей полосе. Сзади вас поток машин, могут «поцеловать»!

10. Безвыходных ситуаций…

Бывает. При спуске на переднем приводе, если вас занесло. Во всех остальных случаях ситуацию можно выровнять. Зазубрите «снос» и «занос» и всевозможные действия при них. Чтобы в случае чего, не делать резких движений.

11. Тяжело в учении…

«Прорепетируйте» на своем авто максимальный разгон и максимальное торможение. Вы обязаны знать, как машина будет вести себя, если вам придется применить и то, и другое.

12. Человеческий фактор

Не стоит 100% рассчитывать на электронику, она не очень надежна. Имеется ввиду курсовая стабилизация. Если ваше авто понесет во время дождя, эта система может заглючить. Надейтесь лучше на себя, свои знания, и свой профессионализм!

13. Не электроникой единой

Снова же, если «антибукс» не связан с системой курсовой стабилизации одной кнопкой, то лучше его отключить совсем. Толку от него не будет, а вот вред – возможен.

14. Пешеход всегда прав!

Зарубите себе это на носу, прежде чем сесть за руль. Уж лучше подождать 5 минут, пропуская кого-то на пешеходном переходе, чем отсидеть потом 5 лет…

15. Тормози!

Все тоже, что и в п.14. Только, если на обочине стоят взрослые с детьми, лучше точно тормознуть. Дети очень резвые – не заметишь, как вырвутся у родителя из рук и окажутся под колесами.

16. Будьте бдительны!

Ну, этот тезис, конечно, на все случаи жизни. Но здесь конкретно, пункты 14+15, все тоже, но только о животных. Собачка может спокойненько сидеть на обочине, а потом, ни того, ни с сего, возьмет, да и кинется под колеса – моргнуть не успеете! Только, хорошо, если вокруг больше никого, и вы на трассе один. А так, стоит ли резко шарахаться по сторонам, и спасать животину ценой чьей-то другой жизни? Решать вам.

17. Не надо торопиться!

В основном, все аварии происходят по причине превышения скорости. Конечно, «можешь не ты», «могут тебя», но тише едешь, ну, вы в курсе!

Ни гвоздя, ни жезла!

Весь процесс обучения в автошколе можно разделить на два этапа: теоретическая и практическая подготовка. Сейчас с помощью инструкторов сайта мы детально рассмотрим эти этапы.

Данный этап подготовки к получению водительских прав включает в себя:

  • Изучение правил дорожного движения (ПДД ).
  • Основы оказания первой медицинской помощи . Чрезвычайно необходимые знания, которые могут спасти жизнь в случаи дорожно-транспортного происшествия (ДТП ).
  • Изучение устройства автомобиля и принципов обслуживания транспортных средств . Данный этап особенно сложный для женщин. Но наши преподаватели преподносят информацию четко и лаконично. Ученики познают логику изучаемого материала, что позволяет запомнить информацию навсегда.
  • Основы безопасного движения .

Все занятия проводятся в специально оборудованных классах с плакатами, чертежами, основными узлами автомобиля, что позволяет максимально эффективно впитать новые знания. Наши классы теплые, чистые и светлые. Мы создали обстановку, располагающую человека к приобретению знаний.

После окончания теоретической части обучения, ученики сдают внутренний теоретический экзамен в автошколе , после чего допускаются к практическим занятиям по вождению автомобиля.

Обучение вождению в «Гранд Авто Сити » наиболее интересная и увлекательная часть. После освоения базового цикла и сдачи зачета ученики приступают к практической части

Практический этап учебы можно условно разделить на следующие части: подготовка, вождение на специально оборудованной площадке, вождение автомобиля по городу.

Затем сдается внутренний экзамен по вождению транспортного средства.

I этап – занятия проходят на закрытой площадке Инструктора по вождению автомобиля научат Вас трогаться с места, правильно работать педалями газа, сцепления, тормоза, чувствовать габариты автомобиля и многому другому. Вы начнете отрабатывать на площадке для вождения те упражнения, которые входят в квалификационный экзамен в ГИБДД.

Список упражнений

«Заезд в бокс задним ходом»

Площадка представляется собой воображаемый бокс, в который нужно загнать автомобиль задним ходом. На практике это может быть гараж либо парковочное место. Требуется въехать в гараж, не зацепив его стены, или не зацепив соседние автомобили в случае парковочного места.

«Эстакада»

Упражнение эстакада, представляет из себя искусственное сооружение, на котором дорога идет под наклоном (наклон составляет от 8 до 16 %). Кандидат в водители должен остановить автомобиль на наклонном участке, а затем тронуться с него. При этом следует избегать отката при трогании.

II этап – первоначальное обучение вождению автомобиля по городу – это улицы с малой интенсивностью дорожного движения под чутким наблюдением инструктора по вождению. На этом этапе Вы должны довести до автоматизма выполнение упражнений на площадке для вождения. Только лишь безошибочная езда по площадке является для Вас допуском к третьему этапу.

  • Выезд на улицы города.
  • Остановка и начало движения.
  • Движение на поворотах с ограниченной видимостью.
  • Движение на подъемах и спусках с остановками и строганием с места.
  • Проезд остановок общественного транспорта, пешеходных переходах.
  • Отработка приемов парковки.
  • Встречный разъезд в узких проездах, объезд препятствия.
  • Движение по мостовой и путепроводам.
  • Объезд препятствия.
  • Проезд перекрестка.
  • Оценка перекрестка. Перестроение. Действие по сигналу светофора.
  • Выбор траектории движения.
  • Проезд нерегулируемых перекрестков равнозначных и не равнозначных дорог в прямом направлении, с поворотом направо и налево, разворотам для движения.
  • Пользование пилотажными приборами. Определение средней скорости движения по маршруту и эксплуатационного топлива.

III – этап – вождения автомобиля на дорогах с большой интенсивностью дорожного движения. Приобретение и совершенствование навыков управления автомобилем в различных дорожных условиях.

  • Въезд на улицы города.
  • Движение в транспортном потоке.
  • Остановка и начало движения.
  • Движение на поворотах с ограниченной видимостью движение на подъемах и спусках с остановками и троганием с места.
  • Проезд остановок общественного транспорта, пешеходных переходов.
  • Отработка приемов парковки.
  • Встречный разъезд в узких проездах.
  • Объезд препятствия.
  • Движение по мостам и путепроводам.
  • Проезд железнодорожных переездов.
  • Проезд перекрестка.
  • Действие водителя при проезде перекрестка.
  • Определение расстояния до приближающего транспортного средства.
  • Определение скорости приближающего транспортного средства.
  • Определение времени для проезда.
  • Оценка перекрестка.
  • Необходимость и целесообразность перестроения.
  • Действие по сигналу светофора (регулировщика).
  • Выбор траектории движения.
  • Выезд на перекресток. проезд не регулируемых перекрестков равнозначных и не равнозначных дорог в прямом направлении, с поворотом направо и налево, разворотами для движение в обратном направлении.
  • Выбор скорости движения.
  • Пользования пилотажными приборами.
  • Определения средней скорости движения по маршруту и эксплуатационного расхода топлива.

Контрольная работа № 2.

На контрольном маршруте проверяются: начало движения, расположения на проезжей части, перестроение с одной полосы движения на другую, проезд перекрестка в Въезд на улицы города. Движение в транспортном потоке. Остановка и начало движения.

Движение на поворотах с ограниченной видимостью движение на подъемах и спусках с остановками и троганием с места. Проезд остановок общественного транспорта, пешеходных переходов. Отработка приемов парковки. Встречный разъезд в узких проездах. Объезд препятствия. Движение по мостам и путепроводам. Проезд железнодорожных переездов.

Проезд перекрестка. Действие водителя при проезде перекрестка. Определение расстояния до приближающего транспортного средства. Определение скорости приближающего транспортного средства. Определение времени для проезда. Оценка перекрестка. Необходимость и целесообразность перестроения. Действие по сигналу светофора (регулировщика). Выбор траектории движения. Выезд на перекресток. проезд не регулируемых перекрестков равнозначных и не равнозначных дорог в прямом направлении, с поворотом направо и налево, разворотами для движение в обратном направлении. Выбор скорости движения. Пользования пилотажными приборами. Определения средней скорости движения по маршруту и эксплуатационного расхода топлива.
прямом направлении, с поворотами на право и налево, транспортного средства, торможение, проезд железнодорожного переезда, средняя скорость движения по маршруту и эксплуатационный расход топлива в литрах на 100 км.

После того, как вы уже изучили правила дорожного движения , освоили принципы вождения автомобилем на тренировочной площадке, начинается этап вождения по дорогам города Москва. Вы оттачиваете все свои навыки в комплексе с теоретическими знаниями ПДД. Здесь также главным является умение плавно начинать движение и останавливаться в нужной точке, навык концентрации внимания на панели приборов автомобиля, дорожной разметки, знаках и других участниках дорожного движения.

После сдачи внутренних экзаменов в автошколе, вы допускаетесь к сдаче экзаменов в ГИБДД , состоящий из трех частей: теория (ПДД в компьютерном классе ), вождение на площадке и вождение по городу.

Если экзамен в ГИБДД не сдан, вы можете повторно прийти на экзамен. Срок действия свидетельства об окончании автошколы безграничен.

Стать водителем сегодня — это пройти полноценный курс профподготовки и успешно сдать трехэтапный экзамен в ГИБДД (вариант с покупкой прав мы не рассматриваем, так как он незаконен). Теперь автошколы не просто должны учить ездить и ориентироваться в тексте Правил дорожного движения, но на них лежит ответственность — подготовить специалиста профессии водитель. В связи с введением новых требований к автошколам с 11 августа 2014 года и изменениями образовательных программ у будущих водителей возникает множество вопросов. Чтобы развеять мифы и отделить плевелы от зерен, редакция сайт отправила своего представителя пройти все этапы честного получения водительского удостоверения. Рассмотрим под микроскопом весь трудный путь обучения в автошколе, который состоялся как раз после вступления в силу нововведений для автошкол осени 2014 года.

Превращение из пешехода в водителя я начала с поиска самой лучшей и серьезной автошколы в своем городе (столица края, Барнаул). Оговорюсь сразу, сентябрьскими проблемами с аккредитацией действующих автошкол никогда не интересовалась, поэтому главными параметрами выбора были близость автошколы к дому, удобный график занятий и хорошие отзывы в интернете. Зайдя на сайт оптимального для себя варианта, я увидела надпись: «Мы аккредитованы!» и ссылку на официальный сайт ГИБДД со списком автошкол , аккредитованных в моем городе. На начало октября 2014 года — а именно в этот месяц начались занятия — учреждение «Э...» было единственной автошколой в городе, допущенной ГИБДД к профессиональному обучению водителей. Автошкола имела в своем распоряжении автодром, несколько новых леворульных иномарок и оборудованную наглядными пособиями и компьютерной техникой учебную аудиторию. После моего придирчивого осмотра обучающего класса и ознакомления с сертификатами был подписан договор на предоставление мне автошколой образовательных услуг по трехмесячному курсу на категорию В (коробка механика — да-да, теперь приходится выбирать между пометкой в правах «автомат» или «механика», последняя из которых дает право ездить на обоих видах авто).

Занятия начались. Теории обучали по удобному графику — в субботу и воскресенье, на вождение записывались на любое время с 8 до 20 часов, включая выходные дни. Итак, как проходил образовательный процесс и научили ли меня, никогда не сидевшую за рулем, хорошо водить?

1. На теоретические занятия в автошколе ходить необязательно.

Отчасти это миф, а отчасти правда. Безусловно, самообразование — вещь нужная и полезная, но если вы отдали деньги, если вы пошли в лучшую по многим критериям автошколу, выбрали удобный для себя график, если по сегодняшним нормам вы обязаны отходить 104 теоретических часа, зачем самому себе вставлять палки в колеса, игнорируя теоретические занятия?

Мне повезло, в автошколе «Э...» преподаватель теории Владимир Андреевич оказался безумно талантливым и непревзойденным, поскольку все его истории, где-то смешные, где-то грустные, но такие правдивые, наглядно раскрывали суть каждого пункта ПДД и впечатывались в головы учеников надолго. Конечно, в начале курса книжку с ПДД я прочитала от корки до корки, но в этих сухих и однотипных формулировках самостоятельно я разобралась бы разве что процентов на 30%. Все строчки после прочтения тут же вылетают из головы и, к великому огорчению, при решении вопросов в экзаменационных билетах не всплывают в мозгу ни под каким видом. Но стоило преподавателю рассказать, что на любые мотоциклы, в том числе с «люлькой», можно махнуть рукой со словами «Гори они все огнем!», как ответ на вопрос в билете № 15 «Какие из перечисленных транспортных средств разрешается эксплуатировать без огнетушителя?» приходит сам собой — «Все мотоциклы». Или же простое высказывание в адрес всех служб с мигалками и звуковым сопровождением о том, что они «единственные боги на дорогах», тут же дает ответы на все вопросы относительно первоочередности проезда автомобилей с проблесковыми маячками и без. Было много наглядных примеров про аварии на конкретных улицах нашего города, про поведение водителя при отказе тормозов, про путаницу с осветительными приборами автомобилей и многое другое. И каждое слово мы ловили с жадностью и интересом, потому что теоретические занятия проходили в легкой, веселой обстановке, а подача материала была хоть и простой, но довольно качественной. Нечего и добавлять, что после двух-трех тренировок в решении билетов ПДД после такой подготовки ошибки делать просто-напросто перестаешь.

И все же, если были уважительные причины для прогулов лекций, если ученик доказывал на внутренних контрольных высокий уровень самоподготовки, если время занятий в классе совпадало с уроком вождения, то в автошколе закрывали глаза на пропуски теории и все равно выдавали допуск к экзамену в ГИБДД.

2. Автоинструкторы учат водить каждый на свой лад.

И это абсолютная правда. Между автоинструкторами есть негласное правило: если ты выбрал одну машину, то и катайся на ней до конца, а не скачи с «коня» на «коня». Но как быть, если автоинструктор кажется тебе некомпетентным, не вызывает доверия или просто орет на тебя? Тут два пути: либо терпи, либо любой ценой меняй автомобиль. Абсолютно недопустима ситуация, когда инструктор кричит на ученика и бьет по рукам. В первую очередь человек, обучающий вождению, должен научить побороть стресс, страх, беспокойство, а не добавлять новичку своим поведением нервозности. У некоторых сокурсниц доходило до того, что после занятия они вычеркивали себя со всех последующих записанных вождений с машины, к которой прикреплен не очень сговорчивый автоинструктор. С точки зрения этики и морали, как бы ты ни тупил за рулем, не имеет право человек, занимающийся преподаванием, называть тебя дураком и унижать за неправильные действия. Хотя, возможно, существуют и такие ученики, которые любят, когда их подстегивают «под пятую точку»...

Важно! Помните о своих правах. С момента зачисления в автошколу вы не просто курсант, вы — полноценный партнер по договору. Вы отдали немалые деньги за обучение и имеете право получить качественные образовательные услуги и как минимум уважительное отношение к своей персоне.

Сделав несколько пробных заездов в разных машинах, я выбрала для себя оптимальный вариант. И учебная машина (Hundai Solaris), и учитель вождения (Дмитрий Юрьевич) оказали очень полезное влияние на меня и оставили неизгладимое впечатление от самого процесса обучения. Не скажу, что отношения с автоинструктором были доверительными. Впрочем, так и не должно быть — вы же не родственники. Общение было в деловом, но дружественном тоне. И с первого же занятия чувство уверенности и спокойствия на дороге меня не покидало. Стресса не было, навыки приходили с каждым часом, проведенным за рулем. В случае ошибок (а они были), в случае заглохшего двигателя и «тырканий» на светофорах мне просто кивали головой и говорили: «Ничего, спокойнее. Все вокруг подождут, объедут». И в какой-то момент (занятия с 10-го) машина началам меня слушаться. Руки перестали дрожать, старт стал получаться мягко, я начала замечать знаки, научилась не теряться на кольцевых разворотах, на переездах через трамвайные пути и сложные перекрестки. Мой автоинструктор, вероятно, неплохо владея психологией новичков, понимал, что человек, никогда не сидевший за рулем, испытывает сильнейшее волнение, и это волнение требует отдельной работы и со стороны ученика, и со стороны учителя.

Были и экстремальные ситуации, когда инструктору приходилось вырывать руль и уводить машину в сторону, чтобы избежать аварии, или когда на колее автомобиль понесло и практически развернуло поперек дороги, но даже после этого автоинструктор не показал негатива, без брани и криков спокойно объяснил, как надо было сориентироваться в подобной ситуации.

Вождений у меня было 28 (56 учебных часов по 45 минут, то есть 28 занятий — по 1,5 часа) и дополнительный час внутреннего экзамена. Ездили мы и на автодроме, и по городским магистралям. Причем первые занятия проходили прямо на улицах города, вероятно, чтобы сразу новички учились владеть ситуацией и своими страхами. Таким образом, в удобное для себя время, в комфортной обстановке, с комфортным автоинструктором, за рулем хорошего автомобиля я проводила за рулем 1,5 часа 28 дней подряд. Конечно, за это время я научилась водить! С нуля. И эти знания и навыки успешно сейчас применяю при вождении собственным автомобилем. И пусть пока опыта маловато, но в сложной дорожной ситуации в голове всплывают слова автоинструктора и схемы, которые он мне в блокноте рисовал. Благодаря частым занятиям на автодроме, мне удалось отточить навык парковки и заезда в гараж до автоматизма. И в жизни это сейчас очень пригождается на самых узких парковочных площадках. Считаю, что вождению надо обучаться у профессионалов, и очень правильны законодательные поправки, отменяющие самостоятельное обучение (самоподготовку) перед экзаменом на права.

У всех автошкол такой подход: необучаемых людей нет. Даже заядлые двоечники способны водить автомобиль, соблюдая ПДД и не создавая аварийной обстановки, если их этому когда-то учили (а не подарили права вместе с машиной). Даже медведей в цирке учат ездить на мотоцикле, люди же способны водить не только автомобили, но и управлять самолетами, пароходами и космическими кораблями. Главное — правильный подход! К счастью, в автошколе «Э...» инструкторы оказались очень вежливые и ответственные.

3. Внутренний экзамен — тоже сильный стресс.

Важно! По сути, внутренний экзамен — полная имитация того, что предстоит пережить на сдаче в ГИБДД. В случае несдачи в автошколе теории курсант не допускается к внутреннему экзамену по вождению, а также к экзамену в ГИББД. Внутренний экзамен в автошколе является хорошей психологической тренировкой перед официальной сдачей на права.

Учащиеся в напряженной обстановке толпятся за дверью аудитории, их вызывают партиями по 15-20 человек, запрещают общаться, пользоваться гаджетами, переглядываться. Задания выполняются на компьютере, абсолютно как в ГИБДД. На решение билета из 20 вопросов дается 20 минут. В финале на экране сразу загорается надпись, сдал или нет (разрешается 2 раза ошибиться).

Затем начинается внутренний экзамен на автодроме и в городе. Все полностью соответствует тому же сценарию, по которому процедура будет проходить в госавтоинспекции. И чувства испытываешь практически те же — волнение, страх, нервозность. Только в голове все время вертится мысль «Это не по-настоящему», ведь принимающие — те же инструкторы (только из другого филиала) и директор. Конечно, внутренний экзамен сдали все в группе. После этого испытания стресс перед настоящим экзаменом в ГИБДД был уже не так силен.

4. Экзамены в ГИБДД не сдать без связей и взяток.

Осилить экзамен в ГИБДД невероятно сложно, это правда. Но уйти с правами, не имея связей и не давая никому «на лапу», вполне реально. И именно об этом нам твердили на каждом уроке в автошколе, которая прекрасно организовала и весь процесс сдачи экзамена. Образовательное учреждение обеспечило на экзамене учеников своими автомобилями, подготовило весь пакет документов (в том числе квитанцию для оплаты госпошлины, заявление на выдачу прав и т.п.), моральную поддержку оказывали обучавшие нас автоинструкторы.

Примерная статистика такова: на теоретической части экзамена из 50 сдающих отсеялось 6 человек. Неизвестно, что сказалось, волнение, погода или, чуток недоучились (но ведь внутренний экзамен они все сдали). Затем претендентов на права отвезли на автодром. В моей автошколе, согласно договору с ГИБДД, курсанты сдают «площадку» на автодроме образовательного учреждения, автоинспекторы приезжают на знакомую всем нам площадку и принимают экзамен на автомобилях нашей же обучающей автошколы. Это, конечно, добавляет уверенности сдающему.

На втором этапе — на автодроме — каждый должен проехать круг из 3 элементов: «эстакада», «парковка» и «змейка» (отрабатывали еще «гараж» и «дворик», но их инспектор не выбрал). Первый элемент вызывал у всех особый ужас, поскольку на горке образовались наледи (экзамен 23 декабря) и периодически кто-нибудь не мог заехать наверх. Хотя эстакада была многими отработана до автоматизма, на ней завалилось еще несколько курсантов. Второй попытки никто не давал.

Самый страшный этап экзамена — вождение в городе. Маршрут заранее не сообщается, принимающий инспектор уже в процессе езды указывает куда следует повернуть. Пока рулишь по известным улицам, все получается, но стоит оказаться в новом «необъезженном» районе, как новичок сразу теряется и делает ошибки. От стресса сдающие путали поворот налево с поворотом направо, проезжали на красный сигнал светофора, не пропускали пешеходов, парковались с нарушениями и т.п. Автоинструктор во время экзамена сидит рядом (автоинспектор сзади). Присутствие первого на соседнем кресле, безусловно, являлось абсолютной поддержкой. И все же город сдают очень мало человек с первого раза. Из 8 человек, обучавшихся на моей учебной машине, экзамен благополучно прошли только 2 человека (и я в их числе). Так что самостоятельно сдать экзамен на права сложно, но вполне реально.

5. Пересдавать экзамен в ГИБДД придется самостоятельно.

Пересдача возможна только через 7 дней и теперь уже на автомобиле, принадлежащем ГИБДД. Стоимость пересдачи экзамена на вождение в городе — 600 рублей. И здесь автошкола уже ничем не помогает — все документы остаются у вас на руках, в том числе и свидетельство о профессии водитель, подтверждающее, что вы прошли весь процесс обучения в такой-то автошколе. Теперь кандидат в водители самостоятельно в ГИБДД должен узнавать расписание приема экзамена, время и место. Можно сдавать до бесконечности, пока не проедешь без ошибок.

Важно! Сдача экзамена по практическому вождению допускается не более трех раз с интервалом в одну неделю. Если третья попытка получить права окажется неудачной, то следующая пересдача возможна только через месяц. То есть курсанту дается 30 дней для качественной подготовки к пересдаче. И тут можно вновь обратиться в свою автошколу за частными уроками вождения (иначе давно отъезженные часы немного подзабудутся, и вы будете чувствовать себя неуверенно на пересдаче). Если теоретический экзамен пройдет, то практический можно пытаться сдавать в течение 6 месяцев с момента зачета теории. Если не сдали практику в течение 6 месяцев, то теорию придется перерешивать снова.

Как происходит пересдача в ГИБДД? Если время экзамена назначено на 9 утра, явитесь на пересдачу за полчаса. Дело в том, что перед началом пересдачи производится сверка списков и присутствующих. И, если вас в этом списке не окажется к началу экзамена, то вы автоматически лишаетесь допуска к пересдаче. Тогда снова придется занимать очередь и записываться на новое время экзамена.

Затем все документы передаются инспектору. Если вы завалили теорию, то вас отправят в класс, где, как и в первый раз, будете решать один билет по ПДД. При практическом экзамене — вождении — тоже необходимо дождаться своей очереди, пока вас не пригласят в автомобиль. Принципы сдачи повторного экзамена те же, что и в первый раз. Главное — не допустить прошлых ошибок и не наделать новых. Для этого перестаньте волноваться, возьмите себя в руки, вспомните причины, по которым вы провалили предыдущий экзамен, проанализируйте их и сделайте выводы.

Когда все три этапа экзамена сданы, права выдают сразу после оплаты госпошлины (800 р.) и предоставления всего пакета документов, включая экзаменационный лист с пометкой «Сдано». Я явилась в госавтоинспекцию за заветной розовой карточкой на следующее утро. К слову, и тут пришлось понервничать, ожидая в ГИБДД более трех часов в очереди (из 90-100 человек) получения своего водительского удостоверения.

PS: Особую благодарность выражаю моему автоинструктору Дмитрию Юрьевичу Иванову (Hyundai Solaris, белый, 706) и преподавателю теории Владимиру Андреевичу Матушкину (филиал ТЦ «24 Сезон»). Без вашего обучения, опыта и знаний, а также терпения, поддержки, креатива мне вряд ли бы удалось пройти весь путь обучения на водителя столь блестяще, не допуская ошибок.

Ирина Калиниченко, ученица автошколы «Элит» , группа выпуска 23 декабря 2014 года (гр. № 65).
Дата публикации: 18.01.2015